Упаси нас, Господи, от восклицательных знаков

Jan 10, 2010 23:54

E+motion (движение вовне). Не дает покоя связка: импульс - мышцы - чувство/движение. Что мы имеем (по Лоуэну, Райху):
1. Импульс (любая эмоция, например, страх) проходит через мышечную систему.
2. Скелетные мышцы контролируются нервами, начинающимися от сознательных участков мозга, и любые сознательные движения контролируют эго. Импульс блокируется волевым контролем (посредством напряжения соответствующих мышц), делая невозможным его проявление.
3. Впоследствии такая блокировка становится постоянной, появляется хроническое напряжение. Застывшие напряженные мышцы делают невозможным спонтанные движения, так что человек уже не осознает гнев или какое-либо другое чувство, также как не осознает тот факт, что подавляет чувства.
4. Что тренируешь/не тренируешь, то и развивается/не развивается: импульсы из-за множества блоков, не формируются в эмоции, чувства в своей изначальной чистоте не вызревают. 
5. Зажатые мышцы ограничивают дыхание. Сдавленное дыхание ограничивает свободное протекание энергии. В результате подавление одного чувства уменьшает чувствительность в целом. Когда подавляется гнев, обычно ослабевают чувства любви, печали, страха, хотя они необходимы в той же самой степени.
6. Через много лет, когда мышца ослабеет, возникает боль, но человек не может связать эту боль с подавлением чувств.

Далее - ассоциации, пришедшие вслед за этой теорией. Недоказанное, непроверенное, пусть ересь.
Наше время. Истребление пафосности в языке, брезгливость по отношению к тарасбульбовскому патриотизму, лойоловскому фанатизму, шпренгер-крамеровскому страху, вертеровской страсти, цветаевской надрывности, вообще боязнь любой достоевщины. Меньше истерик, меньше безумия, меньше идей. Переворотов. Великих. Упаси, Господи, от восклицаний. Юмористы давно не шуты - уважаемые люди, входящие в элиту общества. Миром начинает править ирония, противоположная пафосу. Пафосность древних прямо пропорциональна интенсивности переживаемых эмоций. Неа, причина, конечно, не только в долговременном систематическом подавлении импульсов. И все же. Безумие средневековья - промежуточный период между свободным прохождением импульсов (язычество) и хронической, уже не осознаваемой блокировкой эмоций (по вине христианства). Насколько болезненны извращенные "выходы" энергетики в виде массовых истерий, пыток, инквизиций, жесточайших войн. Средневековый человек не знает рефлексии, не думает - действует, при этом уровень эмпатии доходит до нуля. Средневековье - разгар, стадия выраженных проявлений болезни, когда организм, еще помнящий состояние "до", со всей интенсивностью реагирует на пришедшее новое состояние перед "после". Возрождение - ремиссия. Далее - блокировка стала неотъемлемым условием жизни всех людей с самого раннего детства, уже неосознаваемым. Что имеем: скрытые чувства, опосредованные, стыдящиеся излишне высокопарных слов и вечных банальных образов; чувства, боязливо выглядывающие из-под тотальной иронии и скепсиса; из-под гламурята, корень которого - в растаскивании сознания на множество меняющихся кадров (ТВ-эффект), ни один импульс не успевает при этих скоростях вызреть в чувство.
Аналогия - эволюция гоголевского творчества:
1. Зло черное, явное, чистое, демоническое. Черт. Свободно, интенсивно, одним большим потоком проходящая по телу страсть. - "Вечера на хуторе".
2. Зло черно-белое,"средневековое", мистическое - "Петербургские повести".  
3. Зло серое, неявное, спрятанное под вещами, объектами обычной реальной жизни, измельченное, "раскадрованное". Мелкие бесы. Усредненные, придавленные импульсы. - "Ревизор", "Мертвые души".
Уберем категории "хорошо-плохо", просто - особенность времени. Истерия и убийства тоже не лучший вариант. Просто нужны более совершенные формы сублимации. Вопрос - почему вместо поиска и улучшения форм сублимации, (обучения им!) общество пришло к усреднению и выхолащиванию самой эмоциональной сферы. Особенно это хорошо отслеживается в языке, в выборе приоритетов для лексического пласта языка и для литературы.

Время, Размышлялки

Previous post Next post
Up