19 марта для Кемерова произошло редкое, к сожалению, по ряду обстоятельств не ставшее значимым кинособытие. Предпремьерный показ фильма всероссийского масштаба с участием режиссёра и представителя актёрского состава. Да непросто там за день-два до премьеры, а почти за месяц. Речь идёт о картине “Территория” режиссёра Александра Мельника. Вместе с режиссёром приехал Константин Балакирев, сыгравший в фильме небольшую, но яркую роль, удачно и уместно вписавшись в именитую актёрскую компанию. Написать рецензию для интернет-портала, на который обычно пишу, не получилось, но так как, можно сказать, обещал составить мнение, делаю это здесь.
“Территория” - экранизация романа Олега Куваева о “покорении” Чукотки, о поиске золота отважными первопроходцами. Действие картины происходит в конце 50-х годов 20-го века. Подробности, если интересно, можно найти в интернете. Сразу хочется сказать, что “Территорию” нужно смотреть в кино. Так что с 16 апреля ноги в руки и вперёд. Красивейшая картинка, просто шикарная. Место действия снималось на натуре, примерно там, где это действие и происходит. Снято честно, без спецэффектов, на плёнку. Гордость съемочной команды, съемки с воздуха, полностью себя оправдывают. В некоторые редкие моменты, правда, создавалось такое ощущение, что авторы сами настолько потрясены отснятым, что не желают расставаться со сделанными кадрами. Но ведь на самом деле, пожалуй, в отечественном кинематографе аналогичных съемок сейчас нет. И что крайне приятно, использованы они по делу. Величие природы, её красота и безграничность обрушиваются на зрителя, захватывая дух, покоряя сердца. Эти слова относятся не только к воздушным съемкам.
В фильме очень много от советского кино. В хорошем смысле. Обстоятельность подхода к созданию, монументальность, патриотизм и пафос, опять же в хорошем смысле, и небывалая героичность персонажей. Таких героев сейчас редко увидишь в отечественном большом кино. Глыбы! Причем глыбы, к которым проникаешься, а не просто наблюдаешь за ними со стороны, как они навязывают любовь к Отечеству по заказу Минкульта. Нет, герои “Территории” заняты своим делом, делом в которое верят и которое по зубам лишь самым сильным духом. Зритель смотрит на них и понимает, что вот они могут стать примером. Люди дела, не останавливающиеся ни перед какими трудностями при достижении цели. Краткие философские монологи или фразы некоторых их них, сказанные будто бы в воздух, хоть и отдают иногда навязчивой агитацией, но не воспринимаются в штыки, потому фразы-то верные, общечеловеческие какие-то. Примеров приводить не буду, так как не смогу вспомнить точные цитаты.
Но не всех героев успеваешь прочувствовать, несмотря на хронометраж картины в 2,5 часа. Из-за рваности повествования в первые минут 40-50 просмотра случались моменты, когда просто не понимаешь, что из чего следует. Не помогали даже подписи с указанием места действия и удаленности одного объекта от другого. Потом, вроде, привыкаешь к ритму и полотно складывается. Но полотно это в итоге получается из лоскутов разных цветовых гамм, и некоторые из них кажутся откровенно лишними. Александр Мельник говорил, что хотел добиться эффекта дневника, из которого и следует обрывочность записей, эпизодов. Но эта концепция сильно рассеивает внимание, разделяя героев друг от друга, уменьшая сопереживание к ним. Одного из них, дядю Колю, несмотря на то, что с ним происходит непоправимая беда, вообще не успеваешь прочувствовать. Потому что появляется в двух эпизодах. Да, за это короткое экранное время о нём много успеваешь узнать, но не до такой степени, чтобы проникнуться к человеку, почувствовать степень трагедии. Если вспомнить финальную развязку, где и вправду, вздрагиваешь от неожиданности и несправедливости произошедшего, то и вовсе приходишь к вопросу, а нужен ли дядя Коля в повествовании? Понятно дело, что автору виднее, но зритель тоже может судить. И таких эпизодов, раздувающих повествование, набрасывающих лоскуты, не один-два. Можно, конечно, принять тот постулат, что главный герой в фильме - сама Территория, но когда драматургия рассыпается по ней, это довольно сложно принимается.
Во второй половине просмотра в голову стали приходить крамольные мысли: “Да это однозначно снимали, чтобы сериал затем по телевидению выпустить. Слишком много повествовательных дыр” Но Александр Мельник говорит, что хоть у продюсеров и есть права создать телеверсию, сам он к ней отношения иметь не будет. Максимум, что он хочет сделать - режиссёрскую версию длиннее на 25 минут. Решение, достойное уважения.
И всё же “Территория” - это кинособытие. Возможно, Событие с большой буквы. Это кино можно смотреть всей семьей. Старшее поколение, наверняка, давно не видело фильмов такого монументального размаха в кино. Младшее поколение, привыкшее к стремительности в кино, если скука полностью не победит остальные чувства, тоже много чего сможет вынести. Туристы всех мастей просто будут ликовать.
В завершении хочется сказать спасибо КЦ “Космос” и лично Олегу Цвингеру за возможность. И огромное спасибо всей съемочной группе за честный и невообразимо тяжёлый труд.
Click to view