Apr 25, 2007 01:00
ЗАДАЧА: пройти по возможности быстрее, но без перенапряжения. КЛЮЧ к хорошей скорости без перенапряжения - ПОСТОЯННОЕ ориентирование, выбор лучших вариантов движения. При постоянном ориентировании расход энергии заметно увеличивается (мозговая работа отбирает немало сил). Значит, надо выиграть «на вариантах» больше, гораздо больше. А еще хотелось посмотреть, что такое марш-бросок и чем он отличается от кросс-походов 90-х.
ПОДГОТОВКА И СНАРЯЖЕНИЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА специально к марш-броску: никакой подготовки провести не удалось. Раньше немного занимался легкой атлетикой, спортивным ориентированием. Этого оказалось достаточно для длительной работы на дистанции в профессиональном снаряжении. Хотя на отдельных участках дистанции во второй день скорость движения (в равных условиях) была заметно ниже, чем у команд, идущих рядом. Обгоняли «соседей» за счет лучшей техники ориентирования, но об этом ниже.
КОМАНДА: каждый делал, что мог, в меру своих сил. (Надеюсь, что Андрей такого же мнения.) В частности, по-моему, пройти всю дистанцию в одиночку, бегом, с рюкзаком, постоянно «ощущая себя точкой в карте», может далеко не каждый мастер спорта по спортивному ориентированию. А вдвоем, меняя друг друга, - вполне по силам и обычным любителям.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ: профессиональная для быстрого движения по лесу (лучше ничего не выдумали), а именно - нейлоновый костюм для спортивного ориентирования, «копанки» - беговая обувь с мощными шипами-грунтозацепами. Как любое профессиональное снаряжение, дает преимущество только при соответствующей подготовке. Нейлоновый костюм не защищает от крапивы и ударов веток, почти не защищает от холода (под рубашку надел флисовую куртку, а ноги привыкли терпеть). Копанки требуют сильных мышц ног, особенно голеностопов, а еще копанки нужно уметь подбирать по ноге.
РЮКЗАК и его содержимое: рюкзак городской, без клапана, тот, что оказался под рукой. Постоянные потери времени на замену булавок, сорванных ветками (молния сломалась почти сразу), оцениваю в 15-20 минут за оба дня. Кроссовки (без них можно было обойтись), запасная одежда, посуда, 1,5 литра чая, еда (без которой можно было обойтись) - всего около 5кг. Ночлег и групповое снаряжение нес Андрей.
ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ: экономичный. Предполагали, что лучший результат покажет тот, кто сумеет затратить меньше сил на прохождение дистанции. Планировали равномерное непрерывное движение на пульсе восстановительного бега (трусцой). Скорость передвижения - какая получится (по дороге - бег, по бурелому - шаг…).
ПИТАНИЕ: каждый соблюдал свой режим питания. Я предполагал, что на дистанции организм будет работать в «беговом» режиме (когда кровоток во внутренних органах уменьшается, и организм может принимать твердую пищу лишь в небольших количествах, например конфеты или горсть сухофруктов). А после финиша вернется к обычному режиму работы. И тащил продукты, которые каждый день пришлось раздаривать. Потому что нагрузка оказалась для меня предельной (физподготовки-то не было!), и организм выключил внутренние органы из работы (вся кровь шла в мозг и мышцы), так что попытка съесть сухофрукты на пункте смены карт вызвала боль в желудке (30 минут потеряно на отдых и движение шагом), и даже после финиша несколько часов не было аппетита (пока шло первичное восстановление).
ВЫБОР ВРЕМЕНИ СТАРТА: как можно позже, чтобы стартовавшие ранее натоптали тропы (не для ориентирования, а для улучшения проходимости). И чтобы по многочисленным соседям можно было оценивать скорость своего движения. Но все же чтобы финишировать и поставить лагерь до темноты.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ:
РАДИОПРИЕМНИК спутниковой навигации «GPS»: был взят Андреем, он же пользовался прибором, иногда сообщая мне результаты. Мой вывод по результатам ММБ: GPS ориентировщику не подмога. Ориентировщик постоянно «ощущает себя точкой в карте». А у GPS ошибка прибора в лесу (под кронами) около 100 метров, в неизвестную сторону. И неизвестно, совпадает ли карта прибора с используемой нами картой. Возможно, прибор полезен тем, кто не ориентируется постоянно и может ошибиться в определении своего положения на многие сотни метров.
ВЫБОР ПУТИ ДВИЖЕНИЯ: начался еще из окна электрички. Сравнение карты района с состоянием местности показало, что уровень воды гораздо выше обозначенного на карте (лес не парк, дренажа в нем нет). Леса в зоне ответственности железной дороги вычищены, бурелома нет. По дороге на старт присмотрелся к лесу вдоль асфальтовой дороги (в зоне ответственности дорожников). После старта сделали крюк от дороги для проверки состояния леса в зоне ответственности лесничества - лес захламлен. Сделали вывод о расположении участков чистого и захламленного леса.
О ПРИЕМАХ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПУТИ, скажу на примерах.
1. Собирающий ориентир огибается более нахоженной тропой. От узкоколейки на КП2 ведут две дороги. Пошли по второй, так как она должна была быть более нахоженной (начинается у собирающего ориентира - канавы с водой). На нахоженной дороге затратили меньше сил и времени, несмотря на крюк.
2. Изучение местности вдоль пути движения. По дороге на КП5 заметили, что слева, на границе вырубки, к узкоколейке подходит чистая, проходимая дорога. Запомнили и воспользовались ей на пути от КП4.
3. Очевидно, короткий труднопроходимый участок + легкая дорога проходятся быстрее длинного труднопроходимого участка равной длины. По дороге на КП4 часть пути прошли севернее ручья, по более проходимой местности (крапиву перетерпели), на переправе потеряли немного.
2 и 3. На КП6 по просеке правым вариантом. (Левый отпадает, так как заводненность местности повышенная.) От северного конца просеки - вперед, в «зеленку»! Потому что она негустая, а всего через 300м выйдем на дорогу Исаиха-Новочеркасское. Обходить справа дольше или труднее.
4. Учет своих возможностей. Выбор пути по космоснимку: учитывая усталость, выбирали самые короткие и простые дорожные варианты - 9-8-6-7-3-2-1-4-5-10. Выход на финиш - «по продолжению линейного ориентира» (просеки). Промахнуться трудно, можно бежать не думая.
2. Утром заметили, что стартовавшие команды ходят вдоль ручья, видимо ища переправу, и из одного места не возвращаются. Со старта сразу пошли туда и переправились по бревну.
5. Этот прием надо специально отрабатывать. Пока голова была относительно свежей, выбрал и запомнил завершающий отрезок пути, от деревни Чуркино до финиша. Заложил накрепко в «долговременную» память («автопилот»). Это стандартный прием, применяемый в ориентировании, особенно на последнем этапе эстафеты.
***
Сказывалась усталость первого дня, начал ошибаться с большими потерями времени. По дороге на КП2 не дошли до поворота с просеки на дорогу (левый вариант движения), свернули на общую тропу и повторили общую ошибку. Скорость движения сразу упала до общей средней.
Перед «отнесенным» КП3 на пересечении просеки и оврага вышли на газопровод под острым углом. Запомнил место входа просеки за газопроводом, с заметным белым колышком. Но пока лезли по глине через колеи на газопроводе, забыл, куда нам надо (голова устала думать). Что-то бормоча про белый кол (еще не совсем мозги отрубились), зачем-то полез в лощину вслед за соседями - «паровозный» инстинкт. Спас положение Андрей. Вывел на КП. Но пару минут потеряли.
***
Вскоре, как раз напротив Чуркино, я стал отставать от соседних команд. Бежать какое-то время не могу, иду шагом. Но тут пришла пора «включать автопилот». За дорогой и ручьем, на трассе газопровода, перестал думать о том, куда идти, а все внимание сосредоточил на выборе пути под ногами. Перевалили через глиняный вал на поле и пошли по дерну, параллельно газопроводу. Соседние команды, шлепающие по лужам, как будто ветром отнесло назад. (Вообще-то никто лучше туристов не умеет выбирать дорогу под ногами. Но, видно, ни у кого уже голова не варила.) После КП6 кое-где шли вдоль газопровода даже по лесным тропинкам. Выигрыш на последних километрах составил, вероятно, минут 15, хотя при равных условиях был бы чистый проигрыш.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ - по-моему, отличная. Говорю как бывший комендант всесоюзных соревнований по спортивному ориентированию «Новогодние старты».
БЫЛО ОЧЕНЬ НЕЛОВКО за ребят из разных команд в полувоенном или фирменном снаряжении, вероятно очень дорогостоящем. В электричке и по дороге на старт они смотрели на меня с презрением, на дистанции - с недоумением. После финиша их не видел, уехал раньше.