Настало время подробно рассказать о том здании, чей тыльный фасад был показан в моей последней загадке.
Речь идет о доме по Крещатику, 26, хорошо известном всем телезрителям и радиослушателям. С начала 1950-х годов и до постройки нового студийного небоскреба-карандаша (на ул.Мельникова) здесь находился телецентр со всеми основными студиями.
Но появился этот дом значительно раньше и с другой целью.
Как известно, в царские времена на Крещатике, 26 многие десятилетия (с 1849-го) находилась городская почтовая контора, занявшая бывший классицистический особняк шляхтича Онуфрия Головинского с флигелями. Этот каменный дом был построен еще до появления Крещатика, в конце XVIII века.
Старая почтовая контора. Фото конца XIX в.
Лет сто назад, при растущем населении города и лавинном увеличении числа почтовых отправлений, такого здания уже никак не хватало. Почтовое ведомство поставило вопрос о постройке нового комплекса на том же участке.
В 1911 году в Киев приехал старший архитектор Главного управления почт и телеграфов Михаил Кобелев. Он составил проекты двух крупных зданий - на первом и на втором плане. Передний корпус предназначался для почтамта, расположенный за ним - для центральной телефонной станции.
В первую очередь решили строить здание заднего плана (на месте ведомственных складов). На время строительства почта оставалась в старом доме. По окончании работ почтовая контора должна была временно поделить вновь построенный корпус с телефонной станцией, а тем временем, после сноса старого особняка и флигелей, можно было бы приступить к строительству почтамта.
В 1912-м начались строительные работы по возведению телефонной станции. Ими руководил брат автора проекта, известный киевский архитектор Александр Кобелев.
Александр Кобелев
Работы велись довольно быстро. В первый же год выросли стены новостройки.
Возведение телефонной станции в тылу старой почтовой конторы. Фото 1912 г.
В следующем 1913 году строительство было завершено. В оформлении нового корпуса использовали элементы неороманской архитектуры; протяженные фасады были акцентированы мощными трубами.
Тыльный фасад. Фото 1913 г.
Лицевой фасад был обращен к Крещатику, тыльный - к Музыкальному переулку (ответвлявшемуся от Прорезной несколько ниже нынешней улицы Б.Гринченко).
После этого уже можно было сносить старую контору, чтобы строить большой почтамт. Снести-то успели (в 1915 году), а вот возвести почтамт не удалось: дело затормозила мировая война, потом разразилась революция...
В итоге долгое время дом телефонной станции оставался раскрытым непосредственно на Крещатик.
Фото конца 1920-х гг.
Только во второй половине 1930-х годов, когда Киев уже стал столицей УССР, был наконец осуществлен старый замысел, и по фронту Крещатика возвели новый корпус почтамта - по вновь составленному проекту архитекторов Василия Осьмака и Сергея Германовича.
Почтамт и "Гранд-Отель". Фото конца 1930-х гг.
У него в тылу оставалось старое здание телефонной станции, которое теперь можно было увидеть с крещатицкой стороны только с птичьего полета.
Фото 1941 г.
Но вот настали сентябрьские дни 1941 года. Крещатик запылал. Среди зданий, уничтоженных подрывниками, оказался и новый почтамт. Он превратился в груду обгорелых кирпичей. Телефонная станция тоже горела, но ее стены устояли. Теперь они снова были обращены непосредственно к Крещатику.
Фото 1943 г.
После освобождения столицы Украины место взорванного почтамта очистили. А телефонную станцию решили реконструировать под центральное помещение нового в Киеве дела - телевидения.
К 1951 году, когда состоялся первый киевский телесеанс, обновленное здание было уже готово. Реконструкция велась по проекту архитектора Виктора Елизарова.
Виктор Елизаров
Фасад, обращенный к Крещатику, получил совершенно новый облик с оформлением в духе украинского барокко. Членения проемов остались прежними; с флангов были пристроены ризалиты.
Телецентр. Фото 1952 г. Сзади виднеется телевышка, стоявшая над нынешней ул. Б.Гринченко до 1970-х гг.
Тщательное оформление фасада здания на втором плане объяснялось тем, что первоначальный проект нового Крещатика предусматривал неплохую видимость этого фасада сквозь высоченную аркаду.
Обший вид проектируемого Крещатика. А.Власов, конец 1940-х гг. Фрагмент
Но в окончательном варианте по фронту Крещатика соорудили здание министерств, закрывшее корпус телецентра. Кстати, в число его авторов входил тот же Елизаров, которому, таким образом, пришлось загораживать собственную работу.
С тех пор здание во дворе можно было видеть лишь частично через сравнительно невысокие арки (из которых теперь открыта только одна).
Но надо признать, что в нынешнее время фасад дома Гостелерадио со стороны Крещатика во многом утратил прежний живописный вид (в частности, вследствие пожара в 1996 году).
Между тем тыльный фасад этого строения остался, по сути, прежним, уцелевшим с 1913 года. Исчезли разве что протяженный кирпичный фриз над верхними окнами да трубы над карнизом.
На заднем плане - крыши здания министерств и углового корпуса по Крещатику и Прорезной (бывший Минкульт)
С Музыкального переулка этот фасад уже не увидишь по причине исчезновения такового переулка. Его нормально видно только со двора Гостелерадио. О том, что сталось с Музыкальным переулком и стоявшими там домами, я предполагаю рассказать несколько позже.
(c) Михаил Кальницкий