Прежде всего хотел бы сердечно поздравить всю нашу прекрасную половину, всех милых колежанок с 8 Марта! Наилучшие вам пожелания, и надеюсь на новые встречи с вами в сети или, еще лучше, в реале!
В качестве скромного презента - продолжение темы "Исполнители Киевской оперы", начатой
с "Фауста" Гуно. Сегодня как-то сама собой напрашивается мысль при помощи дореволюционных открыток из моей коллекции реконструировать по исполнителям ведущих партий самый захватывающий гимн любви и свободе - оперу "Кармен".
Киевский городской (оперный) театр. С открытки начала ХХ в.
Не могу гарантировать, что данные составы когда-либо выступали на сцене одновременно, но, во всяком случае, здесь представлены киевские исполнители - об этом свидетельствуют не только их биографии, но и отметки киевских издателей или торговцев на открытках.
Итак, участники спектакля...
"Кармен". Опера Жоржа Бизе (1875), либретто А.Мельяка и Л.Галеви по мотивам новеллы П.Мериме.
Кармен - Любовь Андреева
Андреева-Дельмас Любовь Александровна (1884-1969).
Меццо-сопрано. Родилась в Чернигове (урожденная Тищинская). Вышла замуж за оперного певца Павла Андреева (бас-баритон), вместе с которым в 1908-1909 годах служила в Киевской опере.
Любопытные обстоятельства связаны с ее киевским дебютом в "Кармен" (октябрь 1908). В нашей опере в то время существовала клака - своеобразная театральная мафия, которая вымогала с актеров дань и за это обеспечивала овации, а несговорчивых освистывала (тариф составлял 25-50 руб. с персоны). Но когда к Андреевой явился представитель клаки и потребовал тридцатник, она просто выгнала его вон. Полиция провела расследование, и оказалось, что главный клакер служит в опере хористом. Его выгнали с работы и выдворили из города, после чего здешняя клака притихла...
С 1909-го Любовь Андреева-Дельмас выступала в Петербурге. Здесь ее образом Кармен увлекся Александр Блок, посвятивший "Л.А.Д." цикл стихотворений "Кармен".
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!..
Кармен - Зинаида Рыбчинская
Рыбчинская (Рибчинская) Зинаида Сергеевна (1885-1964).
Меццо-сопрано и контральто. Уроженка Каменца-Подольского; воспитанница музыкально-драматической школы Николая Лысенко, много сезонов выступала в Киеве, а в 1930-е годы была драматической актрисой в театре Мейерхольда в Москве.
Кармен - Мария Скибицкая
Скибицкая Мария (Марина) Михайловна (1884-1943).
Меццо-сопрано. Любимица киевских меломанов, одна из популярнейших отечественных Кармен; пела эту партию не только в Киеве, но и в московском Большом театре
Кармен - Мария Гай
Гай Мария (1879-1943).
Меццо-сопрано. Знаменитая испанская певица, создавшая живой и полнокровный образ оперной Кармен. Открытка со штампом киевского магазина "Стамбул" на обороте выпущена, очевидно, к ее гастролям в 1908 году, когда на "Кармен" с Марией Гай ломился весь Киев.
Это был "гвоздь сезона" наравне с приездом Леонида Собинова!
Хозе - Федор Орешкевич
Орешкевич Федор (Теодор) Гаврилович (1872-1932).
Лирико-драматический тенор, один из ведущих солистов Киевской оперы. Здесь Хозе в мундире драгуна, каким он был в начале действия.
Хозе - Антон Боначич
Боначич Антон Петрович (1878 или 1880-1933).
Бас-баритон, затем драматический тенор. Сын черногорца и гречанки. Несколько сезонов выступал в Киеве. Любопытно, что в начале карьеры исполнял в "Кармен" партию Эскамильо, а потом стал Хозе (на этой открытке бывший драгун уже перевоплотился в контрабандиста).
Эскамильо, тореадор - Оскар Камионский
Камионский Оскар Исаевич (1869-1917).
Лирический баритон. Славился филигранной обработкой голоса по итальянской методе, слыл "русским Баттистини". Успех и богатство позволили ему обзавестись в Киеве крупным доходным домом на Мариинско-Благовещенской, 58 (теперь ул. Саксаганского).
Эскамильо - А.Зелинский
Зелинский А.М.
Баритон. Выступал в Киеве, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге.