Уже не один год ходят разговоры о том, что надо бы, вслед за другими воссозданными на свободных местах храмами Киева (из уничтоженных в советское время), отстроить и Александро-Невскую церковь на Липках.
Сформирована религиозная община. Многие, наверно, видели и "палаточную церковь" перед Верховной Радой (это, правда, инициатива не киевлян, а священника УПЦ о.Олега, который лет пять назад был лишен храма в Тернопольской области и с тех пор таким образом протестует на виду у нардепов и гуляющих).
Теперь, по некоторым данным, где-то наверху появилось довольно настоятельное желание воплотить мысль о воссоздании Александро-Невского храма в реальность. Во вчерашней "Газете по-киевски" этой теме
посвящена полоса. Помимо материалов блиц-опроса, там имеется мой исторический экскурс. Но, в силу недостатка места, от него остались рожки да ножки. Тем не менее, главная мысль проведена: предложение "перевести стрелки" с одного утраченного сакрального строения на другое, чтобы не перекраивать Мариинский парк.
Выкладываю здесь полный текст моего экскурса. Покорнейшая просьба к читателям не заморачиваться наездами на ту или иную конфессию; все-таки речь идет не о патриархатах, а о поиске соответствия между утраченными святынями и сложившейся исторической средой.
Храм в память гибели - или часовня в честь спасения?
Хотя многие киевляне выступают против строительства церквей в парках, но спереди и сзади Верховной Рады действительно имеются так называемые «намоленные места»
В последнее время заговорили о новом воссоздании утраченной киевской святыни - высказывают предложение отстроить храм святого благоверного Александра Невского на территории Мариинского парка, где стоит памятник Ватутину. Правда ли, что там в прошлом находилась церковь?
Аристократический приход
Сложилось так, что даже во второй половине позапрошлого столетия на территории Дворцового полицейского участка, охватывавшего киевскую местность Липки, не было общедоступного храма. Привилегированным обитателям этих кварталов дозволялось бывать в домовой церкви генерал-губернаторского дворца на углу Институтской и Шелковичной (не сохранился), но большинству здешних православных обывателей приходилось посещать службы возле Лавры - в древней церкви Спаса на Берестове, которая и считалась приходской для Дворцовой части.
И вот население Липок всерьез поставило вопрос о строительстве нового храма поближе к своим жилищам. Поводом для этого стало мрачное событие - убийство террористами-народовольцами царя Александра II. В траурном 1881 году жители самого аристократического района обратились в городскую думу, ходатайствуя о предоставлении им прямо в Мариинском парке места под церковь во имя Александра Невского. Мэрия дала согласие. Но участие властей ограничилось только отводом земли. Генерал-губернатор Александр Дрентельн отмечал: «Проектируемая к постройке в Дворцовом парке каменная церковь должна быть сооружена на пожертвования частных лиц, и... денежное пособие от казны на постройку этой церкви ни в коем случае не должно быть оказано».
Богоугодное дело в числе первых поддержал известный архитектор Владимир Николаев, также проживавший на Липках: он бесплатно составил проект.
В.Н.Николаев
Потекли денежные взносы. Однако их количество, к огорчению инициаторов, было скудным. Только в 1888 году удалось приступить к строительству, а год спустя оно было завершено. Архитектор Николаев красиво оформил церковь в так называемом «византийском стиле», с мощным куполом и четырьмя малыми главками. Сам зодчий принял на себя обязанности церковного старосты.
Александро-Невская церковь. С открытки начала ХХ в.
Настоятелем храма много лет состоял протоиерей Климентий Фоменко. В отличие от большинства киевских приходских церквей, жилье священника было не на погосте, а в собственном доме о. Климентия вблизи Арсенала. Место для служебных строений при храме в парке не предусматривалось.
Александро-Невский храм эффектно замыкал перспективу Екатерининской (Липской) улицы.
Александро-Невская церковь. Фото конца ХIХ в.
Между прочим, в этой перспективе присутствовала еще и башня с остроконечным силуэтом - каланча Дворцовой пожарной части. Ее строил тот же Николаев в 1887 году, явно учитывая будущее соседство церкви. Теперь иногда даже думают, что храм и каланча стояли рядышком, хотя на самом деле их разделяла нынешняя улица Грушевского.
Пожарная вышка достояла до конца 1960-х годов; потом на ее месте выстроили гостиницу «Киев».
Каланча в 1967 г.
А церкви Александра Невского не стало значительно раньше: как и многие другие киевские храмы, она перестала существовать к середине 1930-х...
Парк с могилами
Возле церкви Дворцового прихода изначально не было предусмотрено кладбище. Однако большевики решили по-своему. Уже в 1917 году перед бывшим царским дворцом устроили братскую могилу для жертв октябрьских боев против Временного правительства. В 1918-м прямо на территории Мариинского парка состоялось массовое захоронение арсенальцев, погибших в дни Январского восстания.
Нынешний монумент на братской могиле арсенальцев
Впоследствии этот импровизированный некрополь был дополнен новыми надгробиями революционеров, красноармейцев и т.п.
1919-й: похороны в Мариинском парке жены комбрига В.Н.Боженко - Елизаветы Ивановны. Из собрания ЦГА КФФД Украины
Со временем похороны в парке прекратились, но в 1944 году революционную традицию продолжили. Советский парк (так назывался тогда Мариинский) стал последним приютом известного военачальника, генерала армии Николая Ватутина, умершего в Киеве от тяжелых ран.
С Николаем Ватутиным прощается Никита Хрущев (он был членом Военного совета фронта, которым командовал Ватутин). Похороны происходили в день 50-летнего юбилея Хрущева, 17 апреля 1944 г.
Как известно, именно Ватутин командовал 1-м Украинским фронтом, войска которого освободили наш город от нацистов. От генерала потребовали непременно овладеть Киевом к годовщине Октябрьской революции, и теперь многие справедливо говорят о том, каких страшных человеческих потерь это стоило. Но все же командующему фронтом удалось сделать практически невозможное: форсировать неприступную водную преграду и открыть путь к дальнейшему изгнанию гитлеровцев с Украины.
В 1948-м над могилой установили гранитное изваяние генерала Ватутина. Его автором был знаменитый скульптор Евгений Вучетич (рассказывают, впрочем, что сам мэтр исполнил только голову, а остальную работу проделали помощники). С тех пор памятник стоит посреди парка, и далеко не все теперь знают, что монумент одновременно служит надгробием.
На постаменте высечена надпись: «Генералові Ватутіну від українського народу». В 1965 году, когда Николаю Федоровичу посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, об этом дописали на пьедестале мелким шрифтом.
Но вот в последние годы вновь появилась община, ратующая за возвращение из небытия церкви Александра Невского. Памятник Ватутину так же стоит на оси Липской улицы, как некогда стоял храм. Правда, утверждение, что его якобы поставили на месте церкви, не соответствует действительности. Церковное строение выходило фронтом прямо на ограду парка и уходило вглубь, судя по архивным чертежам, примерно на 25 метров. А до могилы военачальника от тротуара - метров сорок. Стало быть, есть возможность воссоздать храм на прежнем месте? Но странно было бы загородить монумент героя войны, при этом радикально меняя привычный облик популярного парка. Как же быть с этой проблемой?
Фрагмент плана 1925 г. (названия улиц нанесены нынешние). Обратите внимание на аллею позади церкви Александра Невского: теперь она проходит примерно так же, а памятник стоит уже за этой аллеей
На месте часовни - фонтан
Неожиданный выход подсказывают нам исторические источники. Они позволяют ставить вопрос о воссоздании на прежнем, намоленном месте не Александро-Невской церкви, а соседней Александро-Невской часовни.
Эта часовня была установлена еще в 1869-1871 годах и первоначально находилась на Царской площади. Архитектор Николай Юргенс выстроил ее по чертежам инженера Александра Никкельса в память о громком событии: спасении Александра II от покушения террориста Каракозова в 1866-м. Любопытно, что основу конструкции строения составляли металлические детали. Это была как бы «репетиция» так называемой Железной церкви, вскоре возведенной на нынешней площади Победы (не сохранилась).
Часовня на Царской площади. Фото 1870-х гг.
Но вот площадь в начале Крещатика оказалась на развилке трамвайных путей. Посещение часовни стало очень неудобным.
Паровой трамвай перед часовней. Фото 1891 г.
И в 1905 году иеромонах Серапион, настоятель опекавшего часовню Никольского монастыря на Печерске, обратился к городским властям с предложением: «Если найдется возможным, перенести часовню на другое, более удобное и подходящее, место... Правление монастыря остановилось на представляющемся возможным перенесении Александро-Невской часовни на откос Царского сада, против Садовой ул.». «Отцы города» не стали возражать, и строение сменило адрес. Сюда постоянно заглядывали многочисленные паломники, шествовавшие вдоль парков в Лавру.
Александро-Невская часовня. Фото начала ХХ в.
Александро-Невскую часовню приговорили к сносу еще раньше, нежели одноименную церковь, - в 1928 году. На ее месте теперь находится раковина небольшого каменного фонтана, по сторонам которой устроены ступеньки в Городской сад. Стоит напомнить, что неподалеку находится еще один фонтан - из серии знаменитых чугунных чаш с бассейном.
Быть может, здесь-то и найдется возможность компромисса? Ступени в парк и фонарные столбы можно безболезненно раздвинуть, пожертвовав несколькими квадратными метрами мощеной аллеи, и высвободить площадку под часовню (или даже небольшую церковь) на месте давнего сакрального памятника в честь позитивного события - спасения жизни. А Мариинский парк оставить в прежнем виде, не нарушая ландшафт перед монументом генерала Ватутина.
(c) Михаил КАЛЬНИЦКИЙ