Сегодня исполнилось 160 лет со дня рождения Богдана Ивановича Ханенко - фундатора нашего Музея искусств имени Ханенко.
В первую очередь благодаря коллекционерскому пристрастию Богдана Ханенко Киев располагает художественным собранием старых мастеров Запада и Востока. Конечно, по своим масштабам оно несопоставимо с ведущими музеями мира, однако в нем найдется не один шедевр, на который обращали бы внимание, виси он хоть в Лувре, хоть в Эрмитаже.
Род Ханенко занимает заметное место в украинской истории; брат пра-пра-пра-прадеда Богдана Ивановича, Михаил Ханенко, во второй половине XVII века был гетманом Правобережной Украины (держался польской короны, но в итоге уступил московскому царю и сдал свои клейноды Самойловичу). Сам Богдан Ханенко родился на Черниговщине (правда, потом место его рождения отошло к Брянской области и теперь в составе России). Учился он в Москве, стал юристом, службу начал в Петербурге. Там и занялся коллекционированием. Занятно, что специализироваться на зарубежном искусстве его побудил... недостаток средств. Он не располагал такими возможностями, как ведущие бизнесмены-собиратели, большинство которых, подобно Третьякову, стремилось покупать работы отечественных авторов. За них платили довольно дорого. А западные и восточные произведения стоили здесь дешевле.
Поначалу Ханенко довольствовался покупками у антикваров, у местных коллекционеров. Однако после женитьбы его возможности значительно выросли.
Варвара Ханенко (Терещенко). С портрета работы А.Харламова.
Его супругой стала Варвара Николовна Терещенко, дочь мультимиллионера Николы Терещенко, одного из ведущих сахарозаводчиков (видный профессионал-юрист Богдан Ханенко сотрудничал с кланом Терещенко, вошел в правление Всероссийского общества сахарозаводчиков). Жена разделила увлечение мужа. Детей у них не было, и все свободные средства они вкладывали в новые приобретения. Теперь Ханенко позволял себе участие в солидных западноевропейских аукционах, на которых выставлялись первоклассные вещи (именно таким образом ему досталась в 1912 году «Инфанта Маргарита» Веласкеса).
Впрочем, о коллекции Ханенко написано достаточно много. В нее вошли как произведения искусства Запада, так и образцы культуры Востока. Экспонаты заполнили собственный особняк супругов Ханенко на Терещенковской, 15 (при проектировании и оформлении которого уже были учтены надобности коллекции).
Бывший особняк Ханенко. Фото 1920-х гг.
В нынешнем виде он более-менее соответствует первоначальному облику (слева вверху на фасаде виден герб Ханенко, потом сбитый, но не так давно восстановленный).
Интерьеры комнат-залов были выдержаны в стилях, которым отвечали размещенные в них экспонаты.
«Зеленый кабинет» - готика. Фото начала ХХ в.
Богдан Ханенко не был коллекционером-скопидомом, который собирает лишь для самоудовлетворения и для украшения своего приватного мирка. Окончательно поселившись в 1880-х в Киеве, он многое делал для развития у нас музейного дела, возглавлял Общество древностей и искусств, под эгидой которого Киев получил первый полноценный музей (в его здании теперь находится Национальный художественный музей). Свое собрание, систематически открытое для посещений любителями искусств, супруги Ханенко намеревались передать городу.
На этом симпатичном фото Богдан Ханенко отдыхает в кресле за чтением французского «Le Petit Journal». Занятно, что сидит он под портретом родной тещи - Пелагеи Терещенко. Здесь же экспонаты его собрания (они до сих пор хранятся в музее): базальтовый павиан из древнего Египта, изображающий бога Тота, и бронзовый сосуд-водолей в виде не то льва, не то собаки.
Богдан Иванович, скончавшийся в мае 1917 года, официально завещал коллекцию Киеву. Вдова, оставаясь в городе в смутное время революции и гражданской войны, приложила все усилия к выполнению воли мужа, категорически отказалась от предложений вывезти художественные сокровища за границу. В 1918 году она сочла наиболее правильным передать дом и экспонаты в собственность новосозданной Украинской Академии наук. Правда, в 1919-м советская власть превратила все это во Второй госмузей (позже его на время все же передавали в управление Академии). Варвара Николовна умерла в 1922 году. Похоронили ее рядом с мужем в Выдубицком монастыре. А уже через год из названия музея выпало имя его основателей Ханенко (как гласил официальный документ, «ввиду отсутствия за Ханенко революционных заслуг»). Только в 1999-м прежнее название - Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко - было восстановлено.
На могиле меценатов долго стоял простой металлический крест с жестяной табличкой, установленный в свое время верной горничной Ханенко - Дусей. Но теперь эта могила получила достойное надгробие.
Сегодня, по случаю юбилея Богдана Ханенко, сотрудники и почитатели музея возложили на Выдубичах цветы, поставили на могиле свечи; была совершили панихида.
Светлая память!