Рассказ о киевской старине всегда выигрывает от использования открыток с городскими видами. Как правило, «лицо» каждой из таких открыток - один конкретный фотоснимок, иногда с поясняющей надписью и указанием на издателя. Встречались, однако, оригинальные, творчески оформленные почтовые карточки. Речь не идет о китчевых открытках-сувенирах, подобные которым встречались во многих городах, - коллажиках типа «Привет из Киева» с девицами, бабочками или выложенными из миниатюрных видов буквами. Но даже и рядовые открытки с городскими видами порой становились маленьким художественным явлением.
Композиция из двух рисованных изображений (памятник Николаю I и Цепной, он же Николаевский мост на фоне Лавры). Это одна из самых ранних видовых открыток Киева (середина 1890-х годов). Издатель - киевлянин Стефан Кульженко. Виньетки, цветочки, шрифты - сплошной креатив!
Еще один образчик рисованной видовой открытки. Выпущена киевским торговцем Петром Барским совместно со стокгольмским издателем Гранбергом во второй половине 1890-х (данный экземпляр прошел почту в 1900-м). Изображен трамвайный павильон («станция гор. ж.д.») и фонтан на Царской (Европейской) площади на фоне зимнего клуба Купеческого собрания (филармонии). На этой же стороне открытки заодно помещена сельская сцена (в тогдашнем обществе появилась мода на «малороссийское»).
Два совмещенных фотографических вида - выпуск известной киевской фирмы Владислава Идзиковского (издательство, книготорговля, библиотека). Справа - обрыв Царского (Городского) сада и Днепр, слева - вид киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1897 года (к слову, в центре этого снимка помещен павильон магната Иосифа Потоцкого, построенный по проекту Владислава Городецкого). По-видимому, и эта открытка была выпущена до конца 1890-х годов, т.к. павильоны простояли после выставки недолго.
Креативные наклонности Федора Чернухи, владельца писчебумажного магазина на Крещатике, побудили его поместить фотографический пейзаж Владимирской горки и Подола со стороны Купеческого (Крещатого) сада в подобие золоченой рамы. Рама эта вытиснена самым примитивным образом (на обороте, где пишут адрес, осталось вдавление).
Открытка с Николаевским мостом из серии, которую выпустили издатели Вецель и Науман (Лейпциг). Фотоснимок раскрашен мягкими цветами и «дополнен» кустиками. Экземпляр открытки прошел почту в 1905 г.
Наверное, одна из самых изящных и оригинальных серий киевских открыток (издатель помечен инициалами Ф.Б.Б., что означает «Ференц Бекер, Броды»). Лицевая сторона имеет фактуру ткани, как бы в разрыве ее помещен фотографический вид - начало Крещатика по состоянию на рубеж XIX-XX вв. Писать по такой фактуре неловко, но оборотная сторона предназначена только для адреса. Поэтому все письменное сообщение практически ограничено отпечатанными словами «Souvenir de Kieff».
Самый плодовитый издатель киевских открыток, фотограф и торговец Дмитрий Марков решил, видимо, всех переплюнуть и отпечатал штриховое изображение Лавры со стороны пещер на тонком картоне с алюминиевым покрытием!
Но тот же Ф.Б.Б. выпустил совсем уж писк креатива - открытку с рельефным изображением Владимирского собора на бронзовой фактуре. Выглядело это очень эффектно, однако писать на такой открытке (на обороте для адреса вдавление повторяет рельеф лицевой стороны) совершенно невозможно. Очевидно, ее вкладывали в конверт.
Таким занятным способом киевский издатель В. Коутный оживил достаточно банальный вид на памятник Богдану Хмельницкому (1900-е годы).
Это вообще похоже на «самопал» какого-то мелкого издателя. Издательство не указано; открытка прошла почту в 1910-м, но вид на университет - явно более старый (видимо, откуда-то свистнутый), цветочки нарисованы на печатной форме чуть ли не вручную.
Издательство Кульженко (после смерти Стефана принадлежавшее его сыну Василию) закомпоновало на одной открытке чуть не все достопримечательности Покровского женского монастыря и портрет его основательницы, великой княгини Александры Петровны. В центре - Покровская церковь, справа вверху - Николаевский собор (оконченный постройкой в 1911 г., так что открытка вышла после этой даты). Слева вверху - корпус монастырской больницы, справа внизу - ее же амбулатория (оба здания не сохранились).
Киевское издательство «Рассвет» (выпускавшее в 1910-е годы разнообразные открытки с видами многих городов и сатирическими рисунками) оформило изображение главного входа в Лавру занятным орнаментом. Открытка прошла почту в сакраментальном 1917 году.
Как видим, креативной фантазии в этом деле у наших предков хватало. А нынешние дизайнеры заняты в основном компьютерными «открытками», поскольку все меньше людей посылают своим родным и знакомым обычные открытки по почте.
Р.S. Сам-то я не дизайнер, суждения чисто аматорские. Может быть, кто-то из профессионалов в этой области сделает свои замечания?