Стриптизу - 115 лет! Ура, товарищи!

Feb 10, 2008 19:07




Совершенно случайно обратил внимание на то, что вчера был один занятный юбилей.

Цитирую книжицу «Что, когда, где произошло впервые» (Москва-Минск, 2001, с.213).

ПЕРВЫЙ СТРИПТИЗ был показан на балу в парижском кабаре «Мулен Руж» 9 февраля 1893 года, когда работавшая натурщицей модель, известная под именем Мона, разделась перед парижскими студентами. По приговору суда она была оштрафована за это на 100 франков, что вызвало волнения в Латинском квартале: студенты блокировали полицейский участок, и властям пришлось вызвать на помощь войска.

Как видим, местом первого события был парижский «Мулен Руж», что вполне естественно. Интересно, устраивали ли они вчера по этому поводу торжества?



Начало было положено, так что с 1894 года в том же Париже, а там и в других городах Европы и Америки новое зрелище стало достоянием широких масс. Нашей же публике до стриптиз-индустрии было далеко. В дореволюционном Киеве цензура нипочем не разрешила бы такие зрелища (как, впрочем, и в советском). Их все же то и дело проводили без лишней огласки, для узкого круга (иногда маскируя вывеской «фарс»), так что иногда это становилось предметом интереса полиции (милиции).

Зато на вечно гнилом Западе эти дела процветали. И были для наших земляков предметом напряженного любопытства. Через 20 лет после первого опыта, в 1913 году, парижский корреспондент газеты «Киевская мысль» поместил очерк под выразительным названием «Борьба за наготу». Он описывал свои впечатления от танцовщицы Адорэ Виллани. Ее «Вакхический танец», «Танец семи покрывал» и другие этюды представляли собой, можно сказать, возвышенный стриптиз для эстетов (нечто подобное демонстрировала и Айседора Дункан). Потому-то выступления Виллани проводились на солидных сценах, привлекали респектабельную публику. Правда, и среди французов попадались возмущенные пуритане. Киевский журналист с насмешкой упомянул их протесты. Дескать, одно дело - развратный канкан где-нибудь в кафешантане «Фоли-Бержер», а совсем другое - высокохудожественное исполнение талантливой актрисы. И дальше корреспондент «Киевской мысли» рассказал о «борьбе за наготу», которая велась в цивилизованной Европе, об окруженном стеной парке в Берлине, где члены натуристского общества «Друзей света» проводили время совсем без одежды.

Особенно любопытен был вывод, сделанный журналистом в конце статьи: «Борьба за наготу есть борьба за красоту, здоровье и свободу. Но вне связи с великой общей борьбой против эксплуатации человека человеком она все же может дать лишь незначительные результаты». Такая формулировка сразу выдает в авторе марксиста. И действительно - корреспондентом «Киевской мысли» в Париже, столь скрупулезно изучавшим стриптиз и натуризм, был не кто иной, как Анатолий Васильевич Луначарский. Будущий советский нарком просвещения и строитель пролетарской культуры.

Впрочем, обиходное отношение к наготе издавна было в Киеве достаточно свободным, без лишних комплексов. Недаром на фасадах старинных киевских зданий обнаженное женское тело не редкость. Едва ли не самый красноречивый пример - две довольно зазывного вида барышни-кариатиды, непринужденно развесившие свои сиськи буквально перед самым Софийским собором, на углу Владимирской улицы и Рыльского переулка. Занятно и то, что автором проекта этого дома (точнее, его надстройки с обновлением декора) был академик архитектуры Владимир Николаев, еще за пару лет до строительства состоявший киевским епархиальным архитектором при духовной консистории. Воистину, ничто человеческое…



Ну, а на моей памяти тему стриптиза у нас поначалу поднимали только в плане обличения «их нравов» (вроде невнятного зрелища в фильме «Мертвый сезон»). Правда, однажды это самое действо разыгралось чуть ли не у меня под носом. Еще будучи тинейджером, попал я на киевские гастроли Театра на Малой Бронной, который показывал пьесу Генриха Боровика из мериканской жизни «Три минуты Мартина Гроу» (с участием Леонида Броневого). Спектакль шел в ДК «Пищевик» на Подоле (нынешний детский Музыкальный театр), причем мне по блату досталось место в ложе, которая там почти на самой сцене - ближе не бывает. А в этом спектакле, между прочим, имеет место сцена стриптиза. Ну, и вот началась она передо мной на расстоянии вытянутой руки (вообразите ощущения половозрелого оболтуса!) Однако по ходу пьесы стриптиз оборвался еще до сбрасывания лифчика… Такого облома я никогда в жизни не испытывал (((((

А уже в сравнительно недавнее время, где-то на рубеже 80-х - 90-х годов стриптиз-шоу получило права гражданства и в «матери городов русских». Одно время у нас был даже официальный театр стриптиза под названием «Афродита», с довольно-таки знойными актрисочками. Выступал он на разных площадках (лично я, сколько помнится, смотрел его в зале КИИГА). Но потом куда-то испарился. В общем, и без него этой радости теперь кругом до фига.

(По поводу заглавных фоток: справа - известный фотопортрет товарища Луначарского работы мастера Наппельбаума, а слева - снимок из киевской газеты 1994 года).
Previous post Next post
Up