Продолжая гулять по Красноармейской (всего один дом)

Jan 15, 2008 11:07



На улице Большой Васильковской - Красноармейской (как, впрочем, на большинстве улиц старой части Города) можно зацепиться за какое-нибудь с виду скромное строение - и вытянуть на свет любопытные подробности. Так у меня вышло с домом по Красноармейской, 126. Может быть, и не узнал бы я о нем ничего особенного, если бы не довелось составлять по нему историческую справку для ремонтно-реставрационных работ. А так покопался в документах - и…

Дом стоит в квартале между улицами Тверской и Ковпака. Когда-то здесь была неухоженная окраина. Между прочим, не все знают, что название улицы Тверской - сознательное «обезьянничанье» у Москвы. До начала прошлого века она была Зверинецкой, но это название дублировалось другой улицей. Решили переименовать, и на заседании городской думы кто-то из гласных сказал: «Там поперек проходит улица Ямская, а эта пусть будет Тверской». Чтобы долго не думать, на том и порешили.

Что же касается улицы Ковпака, то до переименования в честь партизанского генерала она была Митрофаниевской, а еще раньше - Болотной. Следующая за ней улица Любченко в прошлом называлась Загородней. Судите сами, какая тут была глухомань.



Такой непритязательный вид имела концовка Большой Васильковской улицы даже в 1890-е годы, когда сюда уже добралась конка.

Застройку составляли скромные домишки, в большинстве своем деревянные. Они были расставлены по небольшим частным усадебкам. Потом, уже ближе к нашему времени, эти домики практически полностью улетучились, вдоль Красноармейской построили крупные здания, и количество номеров изрядно сократилось. Нынешний № 126 в свое время соответствовал номеру 160.

Участок по Большой Васильковской, 160 еще в 1870-х годах принадлежал отставному фейерверкеру Павлу Дубровину (если вы подумали, что фейерверкер суть пиротехник, это не совсем верно: так называли в свое время унтер-офицеров в артиллерии). По заказу Дубровина здесь был выстроен в 1875 году вот такой «коттедж», стоявший в глубине усадебки:



Завизировал чертеж городской архитектор Владимир Николаев, а для проектирования архитектор даже не потребовался. Дом нарисовал землемер-чертежник Александр Дубицкий.

Потом участок с домом перешел к жене (вдове?) фейерверкера Ефросинье Дубровиной, владевшей этой скромной недвижимостью лет тридцать. Незадолго до революции усадьбу по Большой Васильковской, 160 для каких-то целей купил предприниматель Отто Киль, производивший мясорубки и машины для колбасного производства (его фирма была неподалеку). Может быть, хотел устроить склад-магазин? Так или иначе, старый домик был снесен. Но дальнейшие события перекроили все замыслы, и на плане 1925 года участок № 160, как и соседний № 162, показан практически лишенным застройки (за исключением одиноких сарайчиков).


Эти два участки - слева, против отметки «802».

В середине 1920-х годов с разрухой от гражданской войны в Киеве более-менее справились. Назревала потребность в новом строительстве. В 1927 году была построена «пожарка» на нынешней ул. Маршала Рыбалко, которую тогдашняя пресса признала первой в городе постройкой непривычного стиля конструктивизм. Однако в том же 1927-м, как свидетельствуют документы, на Красноармейской, 160 и 162 появилось капитальное жилое здание с благоустроенным садиком во дворе. Первоначально оно было трехэтажным. И тоже в духе конструктивизма, - хотя еще не с плоской, а с покатой крышей. Выходит, что оно оказалось самым первым (или одним из самых первых) образцом нового облика жилой архитектуры советского Киева.

Вот чертеж дома в первоначальном виде.


Прошу прощения за скверное качество: это копия со старой выцветшей синьки. Согласитесь, довольно эффектно выглядят на фасаде мощные ритмичные лопатки, выпущенные над карнизом на парапет! Между прочим, это здание, очевидно, составило существенную часть пейзажа за окном великой актрисы Марии Заньковецкой, которая как раз в то время доживала свой век в домике на противоположной стороне Красноармейской.

Имени автора проекта на чертеже нет; первоначальная принадлежность дома тоже пока не установлена. «Барская» на те времена планировка (на этаже четыре двухкомнатных квартиры с удобствами) могла предназначаться либо для состоятельного жилкооператива, либо для спецов и передовых рабочих. Скорее всего последнее, т.к. строиться за свои деньги на такой околице тогда вряд ли бы стали. Может быть, квартиры сотрудников железной дороги или, скажем, трамвайщиков (трамвайный завод неподалеку). В общем, есть еще предмет поиска ))

Дом в трехэтажной своей ипостаси благополучно достоял до 1940 года. К этому времени он уже перешел на баланс райжилуправления Кагановичского района. Которое и сочло возможным надстроить его еще одним этажом. Тем самым убивали сразу двух зайцев. Во-первых, выигрывали дополнительно четыре квартиры. А во-вторых, можно было позаботиться о более приличествующем текущему моменту облике строения. Ведь во второй половине тридцатых годов конструктивизм предали анафеме как «прикру пляму в творчому досвіді київських архітекторів». Тогда в прессе с осуждением писали о примерах «тієї вбогої, спрощеної архітектури, яку залишив нам в спадщину період конструктивізму», о том, что желательно осуществить «збагачення деталями невиразних, нічим не оформлених раніш площин». Понятно, что и при надстройке дома на Красноармейской, 160 ему решили придать новый облик.

Но уже то хорошо, что это дело поручили настоящим мастерам. Чертежи надстройки готовил «Киевгорпроект» - предшественник нынешнего «Киевпроекта», а непосредственными авторами оказались два настоящих мэтра. Вот их подписи на пояснительной записке к проекту надстройки:



Архитектор - будущий лидер киевского зодчества и строитель Крещатика Анатолий Владимирович Добровольский (1910-1988), автор конструктивной части - мастер с богатым дореволюционным опытом, гражданский инженер, профессор Василий Александрович Осьмак (1870-1942). Как видим из концовки текста, благодаря несложной форме дома в плане и в интересах жителей дома крышу со стропилами не перебирали, а подняли домкратами.




Слева - фото Добровольского, справа - портрет Осьмака работы художника Ивана Селезнева.



А вот и проект надстройки. Как видим, нужный результат достигнут «малой кровью», только за счет видоизменения силуэта. Экономно и более-менее выразительно. Центральный щипец немножко «кивает» в сторону украинского барокко. Видимо, сказалось то, что Добровольский в «Киевгорпроекте» работал в мастерской Николая Холостенко, который как раз в то время прорабатывал традиции национального зодчества XVII-XVIII веков.

Надстройку осуществили перед самой войной. Практически в соответствии с проектом, что видно и на нынешнем фото:


Слева виднеется здание школы, построенной по соседству в середине 30-х годов (130-я школа).

А справа от дома в послевоенные годы еще оставалось несколько мелких домишек. Но в конце 1960-х сюда забабахали два типовых каркасно-панельных 16-этажных дома. С тех эта пор местность в основном стала такой, какой она есть.


А дом № 160 превратился в № 126 и стоит до сих пор, пряча под необарочным нарядом свою конструктивистскую робу )))

Он же на гуглекарте между панельным домищем сверху и школой снизу (на противоположной стороне Красноармейской - Дом-музей Марии Заньковецкой):

View Larger Map

архитектура

Previous post Next post
Up