Съездил на выходных в Америку, пригнал машину. В США машины дешевле, чем в Канаде. Раньше курс американского доллара к канадскому был один к полутора, а теперь, после девальвации зелёного, они почти сравнялись. А при том, что номинальные цены ни там, ни там не поменялись, то на покупке авто в Штатах запросто можно сэкономить 15-20%.
Цены в самой Канаде возрастают по мере движения с востока на запад. На Востоке и рынок больше, и соль сыпят на дороги обильнее - оттого и цены пониже. В Альберте соли меньше, но и цены выше. И уж совсем хорошо с солью на тихоокеанском побережье (вернее без неё), и уж совсем плохо с ценами.
В Штатах, как я понял, похожая ценовая тенденция, но с юго-востока на северо-запад. В солнечной Флориде я видел самые неплохие цены. Но на перегон машины из Флориды уйдет не меньше недели. А время, как известно, самый ценный ресурс.
Поэтому поехал я в соседнюю Монтану, на расстояние однодневного перегона, т.е. меньше тысячи километров.
Вообще, признаться, не всякий канадец решится пригнать машину из Штатов. Почему-то опасаются. То ли таможенных процедур, то ли доработок, которые могут потребоваться в машине из-за более строгих правил безопасности и экологичности в Канаде. Эти люди, видимо, не сталкивались с российской бюрократией, по сравнению с которой американские и канадские чиновники просто безобидные овечки. Они любезно отвечают на ваши телефонные звонки, выкладывают подробные инструкции на вебсайты и с радостью принимают документы по факсу.
Скорее тут проблема в другом. Дешёвую машину гнать не имеет смысла, поскольку вся экономия будет съедена расходами на перегон и инспекции. А машины подороже канадцы привыкли покупать в кредит или в lease (лизинг), да еще и с трэйд-ином текущего авто, что не так просто осуществить, если покупаешь машину заграницей.
Да я, в общем, не об этом. Я о Монтане.
США - страна большая. Что приходит на ум туристу, направляющемуся в США? Нью-Йорк? Майами? Сан-Франциско? Лас-Вегас? Ну еще Великий Каньон, Аляска и Гавайи. В Монтану никто в здравом уме не ездит. А зря. Это поразительно красивый штат. Нет, городА там, конечно, обычные американские - без слёз не взглянешь. Но природа! Могущественные Скалистые горы. На юге на границе с Вайомингом начинается один из самых древнейших и знаменитейших национальных парков США - Yellowstone. Заповедник, в котором можно посмотреть на гейзеры и на бизонов, и на многое-многое другое. Бизонов, кстати, долго истребляли и они вообще мало где сохранились. На севере же Монтаны, на границе с Канадой имеется другой заповедник - Glacier National Park. Смотреть его можно чисто по-американски, на автомобиле, катясь по узкой дороге, проложенной через горные перевалы. Поразительно красиво. Сам парк плавно перетекает в уже канадский Waterton Park, и вся территория символизирует что-то типа дружбы между Канадой и США. Озеро Waterton находится в обеих странах, и из Канады можно доплыть до американского берега на пароходике даже при отсутствии американской визы. На том берегу стоят умиротворенные ренджеры, которые, пожелай вы углубиться на суверенную американскую территорию, проверят у вас документы. Обойти этих ренджеров соседними кустами мне показалось делом несложным.
Ехать до Монтаны из Калгари примерно столько же, сколько и лететь. Всё потому, что прямых рейсов туда нет - лететь надо как минимум через Сиэттл или Денвер. Автобусы туда тоже не ходят. Такое впечатление, что ни из Канады, ни в Канаду здесь никому особенно не надо. Самый оживленный транспортный коридор между североамериканскими соседями находится на востоке, в районе Торонто и Монреаля. На Западе, между Ванкувером и Сиэттлом, тоже людно. А здесь, в тиши пастбищ и фермерских хозяйств, редкий трак пересечет пограничный пункт посреди бескрайних прерий.
Столица Монтаны - город Helena. Ничем особо не примечателен и мало кому знаком. Мне он дОрог тем, что в моих детских рассказах, датируемых первым классом школы, действия бандитского детектива происходили именно в Хелине. Нашел я этот город случайно, просто ткнув пальцем на карте США в первое попавшееся место.
В Монтане вообще мало людей. Это один из самых малонаселенных штатов. Здесь даже налог с продаж отменили - мол, кого им облагать-то? Пасущихся коров?
А мой путь пролегал через город Сиэттл. Интересно, что когда взлетаешь из Калгари, где почти круглый год солнечно и чистое небо, и летишь на запад, то сразу за грядой Скалистых гор попадаешь в толщу облаков. Теплая провинция Британская Колумбия много месяцев в году затянута плотным слоем облаков. Летели на самолете Bombardier. Забавно, что в Северной Америке мне пришлось полетать на куда большем разнообразии самолетов, чем в России. Из Москвы я обычно летал в Европу на 737-х боингах и 320-х айрбасах. Иногда случались родные ИЛ-86 или ТУ-154. Здесь же часто попадаешь на всякие-разные Embraer’ы, Bombardier’ы, McDonnel Douglas’ы или что-нибудь еще более экзотическое. А между городоми Виктория (что на острове) и Ванкувером вообще курсируют водоплавающие самолетики и даже вертолеты.
Наш самолет вынырнул из-под облаков уже над самой взлетно-посадочной полосой Сиэттла. Первое, что бросилось в глаза - зелень. Здесь всегда зелено - и летом, и особенно зимой, поскольку зимой тут особенно много дождей. И не просто зелено, а целое буйство зеленых красок. А вдали - океан в голубой дымке. Со множеством островков. Воздух в Сиэттле был влажный и теплый. Это особенно чувствовалось после сухого воздуха Калгари. Следующий мой рейс был в городок Bozeman в штате Монтана. Впервые об этом городе я услышал только когда искал машину по интернету. Город маленький, находится в горной долине, в 90 милях от въезда в заповедник Yellowstone. Сюда, видимо, удобно прилетать, чтобы продолжить свой путь в этот национальный парк. Еще одна интересная деталь: рядом с Bozeman’ом есть городок Белград (Belgrade). Мне вспомнилась ходившая по интернету то ли шутка, то ли быль о том, что некоторые особенно «географически продвинутые» американцы были возмущены тем, что Россия не хочет выводить войска из Джорджии, поскольку они подумали, что Georgia - это их штат, а не государство Грузия. Как же, наверно, были взволнованы жители этого городка в Монтане, когда СМИ сообщили о предстоящих бомбардировках Белграда.
В отель я прибыл уже к полуночи. На ресепшене, на моё удивление, мне выдали не только карточку-ключ от номера, но и ключи от машины и документы. Оказалось дилер пригнал мне машину прямо в гостиницу, чтобы я мог с утра спокойно на ней уехать. Впервые, собственно, я вот так покупаю машину: чтобы найти ее по интернету, созвониться и договориться по телефону, переслать документы по факсу, а чек с оплатой курьерской почтой, потом приехать, и даже не повстречав продавца, сесть и поехать. Продавца я всё же повстречал на следующий день - надо было дооформить некоторые бумажки. После чего отправился в путь.
Ехать по трассе по незнакомым странам и штатам - одно удовольствие. Единственное о чем жалеешь в такой поездке - это что ехать надо 1000 километров, а не десять тысяч. Бесподобно, когда за окном непривычный пейзаж и когда в динамиках Высоцкий. (Скалистые горы, наверно, не знавали такого количества Высоцкого до моего приезда в эти края. Теперь даже горные козлы подпевают про охоту на волков). ЗдОрово останавливаться на ночлег в придорожных мотелях, беседовать с людьми на случайных заправках, наблюдать за местными голубчиками в Богом забытых городках. И ехать-ехать-ехать.
Когда проходишь американский и канадский пограничный контроль, обычно отмечаешь одну и ту же особенность: общаться с канадскими пограничниками куда приятнее. Границы напыщенной патриотизмом Америки охраняют смурные стражи, не отличающиеся вежливостью. В их глазах ты всегда потенциальный террорист. Канадцы, напротив, весьма дружелюбны. Поэтому, въезжая в Канаду всегда есть некоторое чувство, что ты приехал домой.