По разрушенным улицам Дебальцево снуют взад-вперёд и без цели брошенные животные: кошки и собаки. Для привыкших к своим хозяевам зверей такая разлука, когда близкий им человек просто исчезает, оставляя животину на произвол судьбы, уже само по себе глубокий стресс. Но когда озираешься по сторонам и видишь руины зданий, торчащие из заборов снаряды и глубокие ямы взрывных воронок в огородах, пытаешься представить себе весь тот кошмар, что царил здесь ещё несколько дней назад, и становится жутко. У всей этой живности, без защиты оставленной на подверженных тяжёлому артобстрелу улицах, наверняка поехала теперь психика.
054.
055. Все дни этот пёс верно оставался при своём разбитом доме, и с лаем выскакивал всякий раз, как только я приближался с фотокамерой к охраняемым им руинам.
056. Останки снаряда Урагана в палисаднике жилого дома.
057. Ещё один. И сегодня их в Дебальцево, кажется, сотни.
Человек в момент таких ударов артиллерии хотя бы осознаёт, что происходит, ищет выходы, спускается в подвалы, и, пусть даже забитый ужасом, но ждёт прекращения огня и остаётся в здравии рассудка. Зверь же ничего не понимает. Не знает, где прятаться и от чего, не может объяснить себе физику происходящего, и только затравленно мечется из угла в угол в то время, как вокруг оглушительно взрываются мины и снаряды, рушатся стены и с грохотом падает потолок. Психика такого существа в этот момент, наверное, плавится на дне раскалённого Человеком котла, и никогда уже после не обретает прежний здоровый вид.
058.
059.
060.
061.
062.
063.
064.
065.
066.
067.
068.
069.
070.
За всей этой разрухой и поведением военных подразделений зорко следит ОБСЕ - крупнейшая в мире организация, занимающаяся вопросами безопасности пипла на планете. Сейчас её джипы курсируют по землям Донбасса, и наблюдатели смотрят, чтобы ни одна из сторон развернувшегося военного конфликта не нарушала мирных договорённостей, объявленных двумя неделями ранее.
071.
Но ни один ополченец сегодня не верит в прекращение войны, и уверенно полагает, что бойня на востоке Украины продлится ещё по меньшей мере два года. Разведка регулярно докладывает о передислокации формирований украинской армии и стягиванию к территории Донбасса всё новой и новой техники.
- Они не отводят ничего,- говорил мне один командир взвода,- По данным моей разведки на территории Марьинки, Красногоровки идёт скопление военной техники: танки, Д-30... Они просто днём могут отгонять, вечером загонять. ОБСЕ не ездит по полям. Очень много у них (украинцев - прим. авт.) капониров в полях... Полностью под самую башню закопаны и всё. Ну, то есть капонируют и всё. Смотришь: поле как поле. И туда ОБСЕ не заезжает.
(переписано дословно с видеозаписи)
072.
073.
074.
075.
076.
077.
078.
079.
080.
081.
082.
083.
084.
085.
086.
087.
088.
Надо отметить, что по сравнению с прошлой своей поездкой на Донбасс (полгода назад), в этот раз я ощутил уже много бóльшую организацию в рядах ополчения. За каждым бойцом строго и документально числится выданное ему оружие, зарплаты выплачиваются своевременно и начисляются из расчёта положенной по званию ставки и наличия наград. Если раньше у солдата в качестве документа была выданная и подписанная Стрелковым ламинированная карточка, то теперь её меняют на настоящий военный билет.
089. Бойцы, имеющие удостоверение старого образца, подписанное лично Стрелковым, ни в какую не хотят возвращать его в обмен на новое, и предпочитают «потерять».
090. Военный билет нового образца.
091. На отдельном развороте теперь записывается выданное солдату оружие (здесь автомат Калашникова и штык-нож), за утерю которого тот понесёт серьёзную ответственность.
В среднем уровень зарплаты рядового ополченца составляет 350-400 долларов (примечательно, что выплаты производятся именно в долларах, но не в гривнах). Как это ни странно мне, жителю российской столицы, для многих ополченцев именно эта зарплата становится важнейшим мотивом вступления в ряды донбасского сопротивления.
- А шо ты хочешь?- поясняла мне Наташа, 24-летняя ополченка из Шахтёрска,- я в своём городе работала официанткой и зарабатывала 1400 гривен в месяц (сегодня это 60 долларов! - прим. авт.). И это обычная средняя зарплата у нас на Донбассе была. Ну, по крайней мере, если работа обычная, а не сложная какая-то. А здесь солдат получает 8-10 тысяч гривен, вот и сравни. Но я не за зарплату приехала,- сразу уточняет Наташа, и, будучи знаком с ней уже несколько дней, верю ей,- А большинство на самом деле из-за денег.
092. Наташа.
093.
094.
Удивило и другое. По словам комбата и двух солдат, каждого из которых я спрашивал отдельно, среди ополченцев больше добровольцев из России, нежели из Донбасса.
- Вот здесь на Донбассе, на твой взгляд, больше кого: россиян или жителей восточной Украины?- задаю вопрос бойцу.
- Тебе честно сказать? Русских.
- Русских... Мне командир роты уже сказал, что россиян даже больше, но что-то не верится.
- Ну, когда я был командиром взвода после Славянска и мы отошли в Донецк, у меня во взводе было 42 человека и из них... наверное, человек 11-12 русских (всё-таки это только четверть - прим. авт.). Пацаны по своей инициативе приехали.
- Как добровольцы?
- Да.
- И говорить о наёмничестве не приходится, потому что платят им столько же, сколько и вам, гражданам Украины, да? (сегодняшний россиянин, даже если он конченый неудачник, имеет массу возможностей заработать 400 долларов иной деятельностью, нежели войной - поясн. авт.)
- Нет, конечно! У меня даже случай был, пацан сам подписал мне рапорт, в котором отказался от зарплаты. Ему это было неинтересно.
- А почему едут? На твой взгляд. Ну, ты общался - может, они говорят?
- На мой взгляд, потому что в Новороссии очень много русских, и мы, как очень маленькая республика, просим Россию о помощи. И эта помощь приходит не только в виде гуманитарного груза, но и люди по собственной инициативе приезжают, чтобы разбить эту киевскую хунту, бандеровцев.
- А какие сейчас тенденции по прибытию новых бойцов по сравнению с летом прошлого года: меньше или больше людей хотят воевать за ополчение?- уточняю я.
- Сейчас начали больше вступать, но часто из-за денег. И таких мы стараемся увольнять.
- Местные, да?
- Да, это местные. За россиян я ещё ничего такого не слышал. Например, «Сколько будут платить?» - такие вопросы они вообще не задают. Они задают вопрос «Как там с формой?», но в основном приезжают оттуда с формой, и ещё и нам привозят форму. Человек едет за свои деньги, купил себе форму и купил ещё одну горку, например, привёз кому-то. Ну, вот вступил в ополчение и кому-то подарил ещё.
(переписано дословно с видеозаписи)
095.
096.
097.
098.
Тем не менее, два других бойца так же рассказывали мне и то, что прибывшие в ополчение россияне гораздо менее подчиняемы руководству: могут с большей лёгкостью ослушаться приказа, развернуться и уехать домой.
- Своего мы наказать можем, на яму отправить или даже под уголовную ответственность подвести. А россиянин - он же гражданин другой страны, в то время как у нас здесь по сути всё-таки не армия, а добровольные отряды сопротивления. Мы его за неподчинение только выгнать можем и всё,- объяснял мне командир батальона.
- Вот, чем отличается армия от ополчения?- задавал мне наводящий вопрос другой немолодой уже солдат.
- Эээ... Ну...
- Тем, что в армии действует устав,- не дожидаясь, сам себе отвечал боец,- И везде он един, и все одинаково ему подчиняются. А в ополчении заведено где как. Нету единообразия, и оттого кто в лес, кто по дрова.
И всё же крепчает сопротивление Донбасса, взрослеет и становится опытнее. Куда заведёт людей эта бойня, не знает никто. Но очевидно, что ни одна, ни другая сторона складывать оружие пока не собирается.
099.
100. Проверка документов на блокпосту.
101.
102. Эти мать с сыном вместе приехали из Славянска воевать за ополчение, и точно не за зарплату. Женщина стала заботливой матерью всего отряда, и получила заслуженный позывной Тёща.
Продолжение следует
◄◄
Назад |
Вперёд ►►