alt_smolensk
[uritski]
Не смог удержаться, и уже написав дополнение к сообщению [info]dinrid, заглянул в «Русский авангард» Андрея Крусанова, почитал, что он пишет о левом искусстве в Смоленске. А пишет он, что никаких левых литературных групп в Смоленске не было (при том, что некоторые поэты испытали сильное влияние футуризма и имажинизма),
а было смоленское отделение Уновиса, в деятельности которого главную роль играли художник Владислав Стржеминский и его жена скульптор Екатерина (Катаржина) Кобро, году в 1922 уехавшие в Польшу и ставшие центральными фигурами польского авангарда.
Кстати сказать, именно в студии Стржеминского начинала заниматься Надежда Ходасевич, впоследствии ученица и жена Фернана Леже. Забавно, что в советское время, когда русский авангард был фактически табуирован, и табу было нарушено лишь в 1980 г. на выставке «Москва-Париж» (и только на время выставки), о Наде Леже в СССР в 1981 г. вышла книга да еще с репродукциями, да еще цветными, да еще с уважительным упоминанием Малевича! (Вот каково было влияние коммунистических взглядов супругов Леже!) (Где-то, не помню где, попадался мне презрительный отзыв Харджиева и о самой Наде, и о ее картинах…)
">
Comments:
[User Picture] From: [info]razumbunt
2007-04-02 07:45 am (UTC)
Track This
(Link)
В Смоленске в двадцатые годы существовало левое футуристическое объединение "Бедлам".
(Reply) (Thread)
[User Picture] From: [info]razumbunt
2007-04-02 07:46 am (UTC)
Track This
(Link)
Бедлам - литературное сообщество. По слухам все участники были расстрелены.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture] From: [info]uritski
2007-04-02 12:28 pm (UTC)
Track This
(Link)
У Крусанова об этой группе ничего не сказано. Названы у него поэты М.Гришин, И.Дукор (пролеткультовцы, писавшие под влиянием футуризма), глава лит. студии смоленского Пролеткульта С.Страдный (Смирнов) (на него повлиял имажинизм), А.Китаев (имажинист), Н.Лухманов, Б.Бурштын, "считавший себя лефовцем" Е.Костецкий.
(Это я сейчас из книги выписал, по рукой оказалась.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture] From: [info]razumbunt
2007-04-02 12:37 pm (UTC)
Track This
(Link)
Буду искать материал в смоленских изданиях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture] From: [info]ubeschur
2008-08-07 04:40 am (UTC)
Track This
(Link)
"Импульс для создания этой межмузейной экспозиции дал чудом сохранившийся литературно-художественный рукописный альманах "Бедлам", - Рыбченков и Стефанский работали над ним в 1927 году. Он оформлен многочисленными превосходными рисунками, в связи с чем его следует рассматривать и как документ эпохи, и как самоценное произведение искусства. Альманах и стал "гвоздем" экспозиции, - он переиздан коллекционным тиражом в 100 номерованных экземпляров."
()
Ещё вот тут об этой выставке.
Борис Рыбченков - довольно известный художник, в юности был связан с группой "13", дожил до 90-х годов, а Чеслава Стефанского действительно посадили.
Что касается литературы, то в РГАЛИ лежат мемуары Бориса Иринина (Бурштына) о литературной жизни Смоленска 20-х годов (опубликованы в 1935, возможно в сокращении).
Страдный рано умер (в 21 году). Вообще Пролеткульт почти сразу всё подмял, но был достаточно пёстрым по составу. Тут надо, конечно, тогдашние газеты изучать, да и те же пролеткультовские сборники ("Паяльник", "Тройка", "Лихолетье", "Ступени", журнал "Хмель").
Касательно имажинизма - смоленским уроженцем был Иван Грузинов, но с 10-х годов он жил в Москве.
Конечно, Иван Трофимов, как порядочный советский литературовед, всё перепутал, но цитировать мне больше неоткуда: студия "Арена" создана в 1921, Страдному указали на его ошибки и он стал дружить с Исаковским, но вскоре умер от тифа. "Наряду с Б.Бурштыном основателями "Арены" были поэты А.Вьюнов, Н.Лухманов и А.Китаев, ее заседания посещали А.Гитович, Н.Шевелев, Н.Корст, Е.Эркин. В правление "Арены" вошли Н.Лухманов, Б.Бурштын, М.Волчанецкий, В.Глебов, Е.Костецкий, Н.Березкин, Н.Навесский, Е.Ткаченко." (это литературовед пересказывает Бурштына) Ещё замечательный писатель Николай Зарудин к ним примыкал, тогда он писал стихи (от себя добавлю).
"Мы признаем и Гомера и Маринеттии, Фидия и Родена, и коллективистическую "Дубинушку", и Скрябина-индивидуалиста. Для нас все стили хороши, кроме плохих". (из декларации "Арены", опубликованной то ли в 1922, то ли в 1923 году)
"Все - и футуристы, и неоакмеисты, и имажинисты - уживались в "Арене" на равных правах." (это литературовед цитирует Бурштына)
В общем, жизнь бурлила. Все пароли с явками. Имена почти все неведомые, за исключением Гитовича и Эркина. Интересно было бы поднять материал и опубликовать наиболее интересные тексты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture] From: [info]crivelli
2009-02-09 12:28 pm (UTC)
Track This
(Link)
Очень интересно, спасибо.
The Tool and Fruit of Production - Орудие и плод производства?
(Reply) (Thread)
[User Picture] From: [info]uritski
2009-02-09 01:49 pm (UTC)
Track This
(Link)
Я потом нашел в сети, там оно значится как "продукты производства", что всё равно звучит как-то не по-русски.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture] From: [info]crivelli
2009-02-09 03:03 pm (UTC)
Track This
(Link)
По-русски единственное число звучит странно. Естественнее было бы "Орудия и плоды труда" (или "Орудия и продукты производства").
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture] From: [info]uritski
2009-02-09 04:20 pm (UTC)
Track This
(Link)
Там как раз "Орудия и продукты
производства", но мне "продукты производства" не нравятся :),
правда, ничего другого предложить не могу. М.б., действительно "плоды" лучше...
(Reply) (Parent) (Thread)
Advertisement
Customize