Оригинал взят у
govori_slushai в
"Проверяет границы" и чуть про естественные последствия. Только сегодня до конца оформила мысль, давно нуждающуюся в том, чтобы обрести форму.
Итак, естественные последствия сильно связаны с понятием контроля и самостоятельности. То, что мы можем снять со своих плеч - мы снимаем, а то, что необходимо оставить - должно быть у нас, и только мы можем отвечать за то, что происходит. Конечно, ориентироваться мы при этом должны на психологические и физические возможности нашего ребёнка, и очерчивать границы допустимого именно ориентируясь на них. В этом и состоит наша задача, как альфы. И в дальнейшем, мы всё расширяем и расширяем границы ребёнка, давая больше самостоятельности и держа меньше контроля в своих руках. И именно исходя из этого посыла проверка границ может идти именно от ухода ребёнка в альфу, когда родители не видят и не поддерживают тех рамок, обрамляющих самостоятельность.
Годовалый малыш. Что, например, находится в его зоне самостоятельности: переставать есть, когда не голоден, писать и какать, когда хочется, передвигаться по квартире в нижней зоне, где хочется, делать с игрушкой, которую дала мама в руки то, что хочется.
Что не может находится в его зоне самостоятельности? Например всё, что связано с его физическими возможностями и смешением чувств. Так, мы не можем оставить вазу в доступе ребёнка, поскольку (а) если она ему будет интересна, то никакое другое чувство не сможет помешать её взять и (б) у него не так хорошо развита крупная и мелкая моторика, чтобы эту вазу в руках удержать. Значит, мы не можем отдать под контроль ребёнку игру с этой вазой. Это именно наша задача сделать так, чтобы ваза была вне доступности ребёнка. И если она будет разбита, то это была именно ваша зона ответственности. И в случае, если ребёнок порезался об стёкла, мы можем говорить про естественные последствия для него, но это будут именно
естественные последствия неестественных действий , которые не смогут укрепить отношения между родителями и ребенком, или научить ребенка адекватному восприятию этого мира. Ребёнок не был готов нести это бремя самостоятельности, которое дали ему родители. И он сможет вынести из этого случая и этих естественных последствий то, что мир непредсказуем и внезапно опасен; что любопытство наказуемо. Нужен ли ребёнку такой опыт? Нет. И наша задача, как альфы, понимать где именно проходит граница самостоятельности и именно в ней отпускать свой контроль, давая возможность совершиться естественным последствиям.
Другими словами: мы перестаём контролировать то, что может свезти ребёнок, и его обучение далее продолжается самой жизнью, и мы контролируем то, что не можем отдать ребёнку, и вся ответственность за происходящее лежит именно на нас. (Именно поэтому мне так не нравится
Корчак, который призывает сразу отдать всю свободу ребёнку).
Далее, ускользающая мысль про связь "проверки границ" и ухода ребёнка в альфу, которую я прямо сейчас осилю!
Итак, когда мы говорим о границах, какую границу мы имеем в виду? Не ту ли границу, что отделяет самостоятельность ребёнка от большой жизни, в которую мы не можем пустить ребёнка из-за его физической и психической незрелости? А она-то как раз сильно связана именно с нашей, родительской альфой, как я говорила в самом начале поста.
И если есть сильная привязанность, то ребёнок будет спокойно воспринимать поставленные границы, именно из-за того, что ребёнок вверяет себя в руки родителей, доверяет им. Но с другой стороны, если контроля будет много, если будет буллинг (и его зеркало - гиперопека), если мы не будем отдавать ребёнку той свободы, на которую он готов, то это будет сильно подрывать нашу привязанность, и, соответственно, уважения к поставленным границам у ребёнка будет всё меньше и меньше.
Это я всё к чему? К тому, что меня начало напрягать обилие объяснений типа: "он проверяет границы, расслабьтесь". Если ребёнок проверяет границы, значит для этого у него есть повод, согласитесь. И прежде чем закручивать гайки, посмотрите, может стоит поработать привязанностью и/или дать больше свободы?
Posted via
LiveJournal app for iPhone.