Я не очень хорошо учился в школе: по разному, особенно, когда приходилось менять школу. Часто был невнимательным. Учитель что-то говорил монотонно, а я отвлекался на свои мысли.
Вопросы преподавателям я задавал редко. Но иногда, когда пересиливало любопытство, спрашивал. Вот некоторые, из того, что помню.
1. Немецкий язык. Мне непонятна была тема «падежи». Спросил учительницу: я не знаю, когда какой падеж применять. Учительница ответила стандартной фразой из учебника: мол, в зависимости от вопроса. Я спрашиваю, а как перевести на немецкий наш творительный падеж? Учительница ответила, что в немецком языке творительного падежа нет.
2. Урок истории. Проходили тему «Первобытно-общинный строй на территории нашей страны». Учитель принес и повесил на доску карту. На карте знакомые очертания рек и и морей, окружающих Советский Союз, внизу карты нарисованы два первобытных человека, одетых в шкуры.
Я спрашиваю, а почему очертания рек, морей и озер, как современные, неужели рельеф местности не изменился. На что учитель ответил: а что сделается, разве берег Волги подмыло?
Примерно такая карта.
3. Урок физики. Показал учителю схему, которую сам придумал, и проверил дома на практике. Там было две лампочки, две кнопки и две батарейки. Спросил, почему когда включаются обе батарейки лампочки горят слабее, чем когда включается одна? Учитель долго разглядывал мою схему, потом спросил: где я взял такую задачу? Я говорю, сам придумал. Учитель вздохнул с облегчением и сказал: задачки надо брать из учебников. Позднее с этим вопросом я разобрался сам.
4. Снова история, только в классе постарше. Тема «Ленинская национальная политика». Обсуждаем две концепции: ленинскую, создание суверенных республик, и сталинскую, о культурно-национальной автономии. Я спросил: а может культурно-национальная автономия лучше? На что преподавательница ответила: ты что, это же Ленин!
За давностью лет вопросы и ответы я передаю не дословно, но в принципе содержание такое. Я и сейчас считаю, что учитель не должен всего знать, как любой человек, учитель может и ошибаться.
Дорогие друзья, а вы в школе сталкивались с чем-нибудь подобным?