8-00. Электричка Москва - Солнечная.
Уфф! Успели. После ночёвки у Михи Че всё происходит в темпе вальса. Вчера ещё всё текло медленно и размеренно: под дождём встречались с Михой и дворами-дорожками, дорожками-дворами - к нему, привычный разговор за вечерним чаем и замечательная новость - нам обоим - Катя защитилась. Неспешный такой вечер. А теперь всё весело: Подъём - Завтрак - Ааа! - Уфф. На платформу успели как раз к электричке до трёх вокзалов. А там... Очередь в кассу на выход, ждать? О! Вон, кто-то куда-то пошёл. Успеем? Мосты - закупка билетов-канцелярии - этот блокнотик - Ааа! Уфф. Как раз успели на солнечную электричку.
И вот только теперь спокойно сидим. Ну, как спокойно?.. Внутри как-то пусто, свободно от лишних мыслей, что осталось - скручено спиралью словно пружина. Взгляд только и ищет, за что бы уцепиться, куда бы приложить всю эту готовность. Ну, когда уже старт?..
Пролог (вместо запаздалого предисловия).
А объясняется всё довольно просто. Миха Че - наш общий друг - устроил мне однажды велосипедную тренировочку, на которой я успешно сдох. Намотали мы всего-то километров 40 в тот раз, но Миха всегда говорит, что 100. Не верьте, бессовестно врёт.
С тех ли пор, с иных ли, но загорелась во мне мечта попробовать-таки велоориентирование на себе, показалось, что это требует ускоренной реакции и будет полезным опытом. Проблема лишь в том, что нормальный велосипед - штука дороговатая для того, кто держится-то на нём не уверенно, куда уж там... Поэтому, наверное, никакие даже самые-самые дармовые скидки не могли сломить мой скупой дух. До поры.
Стоило на горизонте замаячить вполне конкретной возможности поэкспериментировать, как гордый дух сломался: лапки к верху, заначку в зубы, и вот он, новенький, блестящий, недолговечный железный конь. И вот она, мечта - ВелоФлеш... Ан нет, не вот оно. Пропустили. Не удалось. Обидно.
Тренировки не складываются, гонки проходят мимо, коняка простаивает месяц, второй... Вот оно! Зеленоград приглашает всех желающих. Мы хотим. В последний момент к нашей затее присоединяется Миха Чи со своим напарником. Две команды, две категории. Отлично! На старте - памятное фото, и вперёд!
10-30. Предисловие, именуемое также прологом.
Мало того, что перед стартом выдается только один - ОДИН !!! - комплект карт, но кроме того, ещё и не полный. Чтобы получить вторую часть, нужно всего ничего - пропрыгать каких-то 200 метров. В мешках. В связке. На старт, внимание, и вот, около сотни команд неорганизованной толпой скачет, кто взявшись за руки, кто связавшись рукавами, кто скотчем обмотавшись - кто как. Оказывается, если задуматься, двести метров - это довольно много. Зато и довольно весело. В конце проложного коридора - небольшой и крайне узкий подъём. Хорошо, что стартовали мы из первых рядов. Кого-то обогнали, кому-то уступили дорогу и - ура! - получили вторую часть заданий. Скорее к старту!
10-30-с-хвостиком. Планирование.
Ещё до старта, при подтверждении регистрации, нам выдали топографическую карту района с отмеченными контрольными пунктами, план города без пунктов почти и легенду к КП - "туда-то пойдёшь, то-то потеряешь". Всё как обычно. КП за чертой города удобно выстраиваются в кольцо, надо лишь определиться с расстоянием. Замечательно. На брифинге нам сообщили о запрете движения по большим проспектам города и главное - по Ленинградскому шоссе. Кольцо разорвалось. Превосходно. Было решено дождаться получения второго комплекта листочков - с городскими КП - для полноты картины.
Пропрыгали пролог, листочки получили. На листочках - схемы "от руки", на которых присутствуют лишь некоторые ориентиры, притом на плане города из них присутствуют обычно только два, и они никак на этом плане особо не отмечены, к тому же схемки эти нарисованы не в масштабе (об этом нас тоже предупредили). Вот и думай. Сопоставление схемок-легенд и плана города решили не откладывать на потом, думать надо пока голова соображает. Сопоставили, определились с планом действий. Чтобы сразу не мчаться в сторону
спецэтапа, где можно было простоять в очереди всю гонку, решили дать крюка по городу вдоль предполагаемых мест закладки КП с выходом на переход через Ленинградку (по опыту "теней, исчезающих в полдень" я самонадеянно настоял на таком крюке). Сверились с "Лосями" - командой Михи Чи, - снарядились, и в путь. Ого! И куда только делись эти полчаса? Долго. Очень долго!
КП 14. Посуху?
От старта странным крюком рванули на ближайший КП. Очень быстро меня начали беспокоить камеры - они любят преподносить сюрпризы. Опытный Миха уверил меня, что я паникёр. Паниковать от этого я не перестал. Добрались в район КП, без карты чувствую себя крайне неуютно. Всё время разглядываю колёса на предмет сдутости. Паникую, переживаю, напрягаюсь - в общем, развлекаюсь как могу. Видим две команды конкурентов, сворачивающих с тротуара в сторону леса. Нам сюда? - Да. Отлично! Радостно цепляюсь за конкурентов, прибавляю скорости. Миха - за мной, думает, что теперь уж я по схеме выведу. Наивный. Знать бы где мы... Влево, вправо, влево, вверх, снова влево. Едем мимо забора. Ура, ориентир. Все по дорожкам? Ха! А мы напрямик. Тропинки нет? Так проедем. Велик вязнет? На себя и вперёд! То, что велосипед можно бросить, доходит не сразу, но быстро.
Почему-то мокро. Наверное, неспроста на схемке КП нарисован посреди болота. И почему-то я не удивлён, что этот КП - первый на нашем пути. С улыбкой вспоминается, как при составлении маршрута решили оставить "экстримальный" шестой КП на финишную прямую, чтобы, мол, не намокать в самом начале трассы. Хаха.
Берём КП раньше попутчиков и рвём когти, к сожалению, по довольно неудачной заваленной тропинке.
КП 1. Покатушечки.
Потихоньку начинаю звереть. Без карты очень грустно. Какой смысл в командной гонке, если карта у одного? Стараюсь компенсировать свою незанятость хорошей скоростью. Получается нехорошо: еду впереди, подгоняю тем самым Миху, а куда? По одной лишь внемасштабной схемке бывает сложно определить: на месте ли мы уже и то ли это место... Нет, не на месте. Уже проскочили. Чуть вернулись. Нет. Не то место, не похоже. Видать, не угадали, сопоставляя схему с картой... Возвращаемся. Благо отсюда на восьмой - по прямой.
КП 8. Вне масштаба.
Под одним мостом искали - не нашли. Народу вокруг - тьма, все ищут. Там же, под мостом, идут строительные работы: роют большие ямы, устанавливают в них большие и непонятные металлические шкафы. Очень похоже на описание в легенде: "Под землёй. Хранилище". А вот на схемку не очень похоже. Всё вокруг перегорожено временными заборами, сориентироваться никак не удаётся. Убили немало времени, пока не решили проверить второй похожий мост. Тут уже больше похоже на правду. Заметно больше похоже. Гаражи в рядок - как на схемке, некоторые из них выглядят как раз как дверь в землю, но все закрыты, да и по схемке - надо искать возле самого моста... но там уже людно, рынок, платформа... Осмотрелись, так и не поняли где искать, рванули к следующему. Уже потом, после финиша "Лосей", от Михи Чи узнали, что КП был, судя по всему, именно там где мы спешивались проверить гаражи, но висел на какой-то ветке. При чём тут хранилище? Или по телефону не то послышалось? В общем, поехали дальше.
КП 12. На "лире".
Повороты, улицы, дорожки... где мы? Как так можно? Потихоньку схожу с ума. Нет, в итоге-то видно, конечно, мой ориентир - небольшое озерцо, от которого уже моя очередь вести по схемке, которой, кстати, нет у Михи Че, и теперь, значит, его очередь паниковать, но от этого не легче. Да и напарник никаких признаков паники не подаёт. Доверяет? Напрасно. Опорных ориентиров тьма тьмущая. Мы на месте, сомнений быть не может. Но как выйти на КП? Нужна одна из дорожек с характерными зарослями, но они все одинаковые! Искать надо на "лире", но что это? Предположили, что дерево с разветвляющимся стволом. Искали-шерстили, деревья такие есть, КП такого нет. Нельзя столько времени тратить на один пункт. На один? На ТРИ!!! Взяли только один и целых три не нашли! От одной этой мысли опускаются руки, надо срочно выбираться из города.
Бросаем поисковые работы, берёмся за следующий КП и... Телефон разрывается криками, смс-ки приходят одна за другой. Одна. Две... Три... Звенит так, как будто где-то пожар. Но пожар - в рюкзаке, не напрягаюсь. Может, всё-таки проверишь? Эх, Миха, Миха. Разве можно останавливаться? Это же гонка! Нельзя так тормозить. Целых три не взятых. ТРИ!!! Полтора часа штрафа. Когда нагонять будем?
Шарю в рюкзаке, ищу телефон, напарник шарит по лесу. Таак... друзья... родные... "Срочно пришли на почту.." - ещё чего... стихи про ГЛОНАСС ?!! Вот уж спасибо. И смайлики, смайлики в каждом письме... И вот ради этого остановились?.. Ещё "бвал" какой-то. Ну кто так начинает письма? Тем более транслитом. Попробуй, расшифруй теперь... А! Вот! Это две половинки одной смс-ки. Срочно нужны паспортные данные, да притом всенепременно со всеми подробностями и телефонами. И что вы предлагаете? Стоять посреди трассы и диктовать под запись? Издеваетесь?! Нет уж.
... Но вот это "срочно..."
КП 11. Выдающееся мёртвое дерево.
Интересный аттракцион, рекоммендую всем любителям мультиспорта: участник одной рукой удерживает телефонный аппарат возле уха, "свободной" рукой листает паспорт, придерживая локтем срываемые ветром плохо закреплённые листки легенды. Всё это происходит на извилистой дорожке с пологими, но глубокими лужами и ямами, хочешь - объезжай, хочешь - рискуй потерять равновесие. Цель - продиктовать под аккуратную запись не очень большой и разнообразный текст. Аккуратная запись - это когда телефон тебе отвечает "как-как ты сказал?" и "подожди-подожди, не так быстро". Очень забавное времепрепровождение. Можно даже конкурсы устраивать: кто дольше сохранит равновесие или кто раньше перейдёт на мат. Вот уж где настоящий мультиспорт - столько действий сразу. Мне понравилось. И процесс азартный, и идея перспективная, и со стороны, наверное, весело смотрится. Спасибо всем организаторам этих неизгладимых впечатлений.
Между делом вышли на КП 12. То есть всё правильно. По схемке, вдоль оврага. И дерево нужное - обгорелое. Но номер пункта - двенадцать. К счастью, Миха успел разведать у других участников тот факт, что КП перепутаны местами, так что это не стало для нас большим сюрпризом. Отметили его под тем номером, который на самом КП указан, - двенадцатый. Счёт три-два в пользу города.
КП 13. Большая лежащая берёза.
И снова дорожки, повороты, куда-то едем. Уже спокойнее, но взгляд настойчиво цепляется за ориентиры на местности, в то время как разум не может подобрать оснований для радости или сомнения. Как же я так без боя сдал обе карты Михе? Знал ведь, что будет не по себе. Но до брифинга казалось, что выдадут именно карту, а не схемы-легенды, притом скорее всего одну. Кто ж знал? В нашем маленьком конкурсе планшетов победил Михин высокотехнологичный планшетик формата А5 с зажимами, позволяющими
удобно сменять лист карты. Я же со своим глазомером ошибся, картонный планшет получился больше, чем А4 и зажимы получилось использовать весьма условно, основным орудием оставался скотч. Волевое решение сдать обе карты без боя и дележа основывалось на том, что с третьей картой будет проще, чем с уже выданными до старта... Хаха! Вместо неё сюрприз - три листочка с весёлыми картинками-схемами, которые от раза к разу надо менять, крутить, вертеть... Ну зачем столько бумажек? Наверное как раз для командности: нужно правильно распределить этот ребус между собой. Но как - правильно?
КП находим быстро, без особых проблем. Зато обнаруживаем, что время, которого, казалось, было так много в запасе, утекает буквально сквозь пальцы. Надо срочно выбираться из города! Бросаем остальные попутные пункты, летим пересекать Ленинградку. Пропускаем даже пятый номер. "КП 5. Дуб. Ввысь 5м". И ведь совсем по пути, но никакой уверенности, что он именно там, нет - чешем мимо. Счёт три - три в матче Мишки - город нас на данный момент устраивает. Ещё поквитаемся.
КП 21. Антенное поле. На опоре.
За городом нашёл, наконец, себе применение: когда проскочили первый же удобный поворот, решил стать карманным навигатором. Карта - пятисотметровка - не очень-то подробная, с ориентирами бывает туго, а вот такие параметры как направление на объект и пройденное от последнего ориентира расстояние бывает полезно знать. Первое - причина, по которой я не выхожу даже на простое ориентирование без компаса, а в полезности второго убедился на многочисленных ориентированиях, когда не хватало терпения замерять расстояние, и на сборах, когда за меня это делали другие - вслух.
В последствии напарник время от времени говорил ключевую фразу "направление", вселяющую в меня бесконечный оптимизм. Но вот практика замеров расстояний не прижилась. Спроса не было. То ли Миха не привык полагаться на такие удобные, на мой взгляд, подсказки, то ли просто делал замеры по своему бортовому компьютеру. Но тем лучше - оказалось, что, даже когда в руках нет карты, сконцентрироваться на замерах мне не удаётся, предпочитаю глазеть по сторонам и задаваться вопросом где же мы.
Когда вышли на пункт, оказалось, что я на ходу неверно прочёл легенду: озвучил не нужную, а соседнюю строчку. Странно. Случайность? Не похоже. В городе такое же случалось, на КП 12. Значит, не стоит читать на ходу - не надёжно это. Пока Миха носится по полю в поисках нужной опоры, читаю легенду следующего КП, а заодно изучаю по карте маршрут к нему, раз выдалась такая возможность. Затем уже на всех КП пользовался остановками, чтобы взглянуть на карту, - стало поспокойней на душе.
Обшарили все опоры на поляне, оказалось, что в самом начале поисков не заметили КП на ближайшей. Едем дальше.
КП 22. 30 м на запад от ворот биологической станции. Среди бетонных блоков.
На нашем пути - садовые участки. Как всегда, пришлось поплутать в поисках подходящего нам выезда с их территории, впрочем, времени почти не потеряли. На самом КП очень порадовался Миха - его впечатлил контрольный знак. Что-то смутно напоминающее букву греческого алфавита. Каждый контрольный пункт представлял собой квадратный листочек, с фоном-призмой, номером КП и контрольным рисунком, который необходимо перенести в карточку команды. До этого нам встречались трудновоспринимаемые иероглифы, а тут такой вот узнаваемый сюрприз.
До сих пор не понятно, зачем в списке обязательных для участия вещей был указан блокнот, если все знаки переносились в карточку, выданную организаторами. Но зато экстренная покупка маленького блокнота дала начало большому отчёту. Отметка в судовом журнале - тоже немаловажная традиция, так что спасибо организаторам и за эту неточность.
КП 23. Опора ЛЭП.
А вот тут уже начинается отрыв от цивилизации. Наконец-то. Лес, поле, каналы. Переправы по бревнам с двухколёсным утяжелителем где-то сбоку вносят некоторое разнообразие в уже привычное балансирование над водой. К сожалению, брёвнышки довольно короткие и довольно толстые, так что нам не удалось наблюдать нерешительности в глазах напарника, равно как и его счастливых визгов, даже весёлых брызг не наблюдали.
Ничуть не унывая, мы по заботливо отмеченной организаторами дорожке, похожей по рельефу на стиральную доску - пережиток времён ручной стирки, - доползаем до ЛЭП. На КП решаюсь глотнуть воды и обнаруживаю, что фляжка не так уж и вместительна, как кажется со стороны. Миха подтверждает, что воды у нас не много. В первый раз за эту гонку думаю, что зря выложил излишек перед стартом. Намечаются проблемы. А ведь погода пасмурная, откуда жажда? Наверное, неровная дорога выматывает.
КП 27. Спец.этап "Верёвочки".
Этап представляет собой несколько пересекающихся горизонтальных переправ, натянутых между деревьями на высоте метров пять-шесть и соединённых в местах пересечения карабинами. На точках крепления переправ размещены КП - листочки с буквами. Почти на каждом дереве - пара перил на подъём или спуск. Первый участник жумарит на первое дерево, где находит схему, указывающую в каком порядке надо собрать КП. Второй участник жумарит на дерево с первой буквой, а затем, не спускаясь, по переправам с перестёжками посещает остальные КП в установленном порядке. Букв всего 5, контрольное время - 45 минут.
Беспощадно отбираю у Михи роль второго участника и после краткого инструктажа на тему того, что "ну а потом дюльфернёшь" - это как на скалодроме, только наоборот (жить захочет - смекнёт), загнал его на дерево со схемой. Иногда я умею быть очень убедительным, особенно, если у меня в руках долго нет карты. К сожалению, Миха совершенно не сопротивлялся такому распределению ролей, пришлось вымещать всю свою убедительность на переправах.
Мокрое дерево - ничуть не стена, пытаться прыгать от него вверх немножко неприятно. Крендельками убивать ноги тоже не хотелось. Но стоило добраться до сучков, дело пошло на лад. Первая буква, переправа ко второй... На второй букве приходится задержаться: моя следующая переправа занята, но обещает быстро освободиться. Пока жду у буквы погоды, висящий здесь же товарищ конкурент, выступающий в роли штурмана, то есть первого участника своей команды, просит помочь. Говорит, что идёт на спуск, но вот что-то не удаётся жумар выстегнуть. С готовностью принимаюсь отстёгивать его от верёвки. В процессе раскулачивания жумара возникает вопрос: а Вы к чему пристёгнуты, товарищ? Судья снизу тоже усиленно симофорит и подаёт голосовые сигналы о том, что отстегнуться от дерева - не лучшая из наших идей. Ну, главное, вопрос ребром поставлен, штурман-конкурент углубился в изучение окружающих верёвок, я слежу за нужным мне коридором. Занято. Жду. Снова поступает просьба вытстегнуть жумар. Снова возникает вопрос: товарищ, а Вы восьмёрку встегнули? Что вообще происходит? Только после недолгого обсуждения того, что я имею в виду, и фраз "может, просто отстегнуть, а там уж я сам..." до меня доходит насколько всё удачно складывается.
После спуска древолаза-экстремала дожидаться второго я не стал. Дюльферять умеешь? Верю. За третьей буквой пошёл по альтернативному пути с возвращением к первой, на такую возможность давно уже усиленно указывал мой собственный "штурман", который, должно быть, очень скучал, пока мы проходили курс молодого бойца.
В итоге на весь этап набралось семь-восемь перестёжек. На последних стало заметно, что беседку из организаторской кучи я выбрал не самого удачного размера: утянуть её нормально не удалось, но больше неудобств доставил беседочный карабин-автомат с секретной кнопкой. На усах самостраховки это удобно, но при каждой перестёжке центрального карабина приходилось поизвращаться.
Прошли "красный" коридор за 22 минуты, собрали слово "комар". Тем ребятам в "чёрном" коридоре досталась "кошка".
КП 31. Опора моста на левом берегу реки.
За первым же поворотом после "верёвочек" кричу вдогонку Михе. Вынужденная остановка. Стоим, едим, немножко пьём, ждём, пока у меня отпустит правую ногу. Когда-то пришёл к выводу, что это от холода. Специально стартовал в штанах, а не в шортах, чтобы по такой дождливой погоде не свело. Фокус не удался. Стоим, ждём. Добиваю остатки своей воды, Миха подтверждает, что и у него осталось совсем немного. Пять минут так постояли и продолжили свой путь к железной дороге.
Железка оказалась старой, разобранной. Даже шпал не осталось, только гравийная насыпь. Вспомнился Крок. Под мостом КП висел так высоко, что был замечен только со второй попытки. Пока мы считали эти попытки, на КП прибыло ещё две команды, идущих, похоже, встречным курсом. Но, может, и не встречным.. мы поспешили убраться с глаз долой.
КП 24. Черёмуха на берегу пруда.
Следуем всё по той же старой насыпи. Вскоре она смыкается с действующей железной дорогой, продолжаем движение, ждём справа ориентиры, которые намекнут нам на удобную дорогу к пункту номер 24. Едем. Ждём ориентиров. Едем. Ждём. Дорога поворачивает. А не должна была. Проскочили. Ну да не беда. Чуть дальше есть ещё одна дорога на этот КП. Небольшой крюк, зато дорога прямая. Едем.
Миха подтверждает, что воды у нас не много. Где-то я это уже слышал... Есть подозрение, что услышу ещё не раз.
КП 24. Черёмуха на берегу пруда.
Едем. Ждём ориентиров. Едем. Ждём. Едем, ждём. Дорога поворачивает. И как это понимать? Опять пропустили. Ну да ничего, весёлому кварку и за край карты сбегать - не крюк. Раз такое дело, можно прямо по этой же насыпи до двадцать шестого метнуться, а затем уж вернуться на поиски дороги к двадцать четвёртому. На том и порешили.
КП 26. Столб с указателем 127 км.
Проехали указатель 129. Всего два километра до пунтка, считай, по прямой. Это радует. Едем. Железка начинает поворачивать. А не должна. По крайней мере не так сильно. По расстоянию, считает Миха, КП должны были уже проехать. Может, вернуться к тому указателю? После двенадцатого пункта на месте одинадцатого мы были готовы к любой шутке организаторов. Но нет, сказано 127, значит едем.
Проезжаем столбик 128 км и вместе с ним платформу с тем же номером. Пилим ещё километр. Ура! Вот он, указатель. Но вот незадача, признаки нужного столба налицо, а вот признаков контрольного пункта - ни одного. Что за напасть? Начинаем осматриваться и обнаруживаем, что в одну сторону столб пронумерован как 127-й, а в обратную - как 126-й. Хаха. Спасибо, смешно. Заметить в тряске гравийной дороги на карте уголок платформы, выступающий из-под кружка КП, несколько проблематично, а название платформы "ост.п .128 км" и само занимает почти километр по длине, к чему оно относится? Пойди, пойми, что в этой чёрной каше на карте - платформа. В общем, повелись как дети малые. Поплатились двумя километрами гравия, зато посмеялись ещё разок.
КП 32. Указатель Никольское - Жилино - Льялово.
Увидев дорогу отходящую от платформы, предположили, что она ведёт через садовые участки местного значения прямиком в Жилино - ближайший пункт с асфальтовой дорогой. Решили не гоняться за призрачными подкустовыми тропами к КП 24, а спокойной взять другой, с которого на 24-й прямая просека.
Чуток плутанули в поисках съезда с асфальта на просеку, но нужный указатель нашли без труда. Посреди леса стоит столб и указывает чуть ли не на все стороны света. Бывает и такое.
КП 24. Черёмуха на берегу пруда.
От столбика-указателя прямая просека до самого КП... Почти два километра. Нормально ехать не удастся, каждые метров тридцать - бревно поперёк просеки. Сдался нам этот 24-й? У нас, между прочим, время поджимает. Явно же, не хочет он нас принимать. Ну и тем лучше, свернём. Бросать столь близкий КП очень не хочется, но всё. Забыли. Проехали. Что у нас дальше по плану?
КП 28. Страусиная ферма. Бетонный блок на поле.
Оказавшись на ферме, долго не могли понять, считается ли местная лужа неаппетитного содержания прудом или где-то здесь есть другой водоём. От чего-то надо отсчитывать 70 метров, решили считать от лужи. Ничего похожего. Другого пруда не видно. Нашли КП по второй части описания - бетонный блок - штука, не так уж часто встречающаяся в поле.
Страус - это такая большая полуголая курица. Времени проверять, прячут ли страусы хоть что-нибудь в песок, если их напугать, не было - надо было спешить на спецэтапы. Спецэтапы - это наше всё.
КП 15. Спец.этап "Твёрдый глаз".
По пути на этап встретили местных отдыхающих, развлекающихся стрельбой из лука и прочих учебно-спортивных стрелковых оружий. Попытались убедить их, что они и есть спец.этап, они не поверили. В качестве компенсации морального пополнили у них запас воды. Спасибо, добрые люди!
Рисунок на КП действительно символизировал собой твёрдый глаз. Страшный зверь.
Задача на этапе - одному из участников тремя борками поразить цель. Оружие по выбору: ножи или топоры. Попадание в центр цели - минус 10 минут, край цели - минус пять. Миха предпочёл ножи и двумя из трёх бросков укоротил наш суммарный штраф на 15 минут. Отлично! Пока он совершал пробные метания, я краем глаза пронаблюдал, как тренирующийся метатель топоров вогнал один из снарядов в мишень торцом. Топор остался висеть, образуя рукоятью прямой угол с плоскостью мишени. Несколько противоестественное зрелище.
КП 29. Спец.этап "Кросс-кантри".
Дополнительный скоростной участок. Команда должна преодолеть 2,5 км размеченной трассы со всем своим снаряжением. При прохождении трассы менее чем за 14 минут, команда получает бонус. Старт по первому участнику, финиш по второму. Всё просто.
На старте сразу выпускаю Миху вперёд, чтобы не перегородить потом ему дороги. Правильное решение. Первая часть кросс-кантрийной трассы имеет неприятный рельеф, вторая - пологая, но местами с мягкой дорогой. Где не грязь, там - корни. За время прохождения на моём счету: два полномасштабных падения, один зацеп штаниной за звёздочку - уже не первый за этот день, одно увязание в грязи, несчётное количество зацепов левой педалью за корни (и почему именно левой?). Видимо, в результате одного из таких зацепов утерян второй уже педальный светоотражатель - пропажа первого замечена ещё в городе, на поисках "лиры". Такие мелкие потери в купе с утерей бортового компьютера где-то в районе железнодорожной насыпи только добавляет спортивной злости, но поддать скорости не очень удаётся, колёса крутятся крайне неохотно. Из-под каски пот течёт ручьём, завидую чёрной завистью обладателям дырявых велосипедных шлемов. На финише дорога почище, выдаю небольшое ускорение, всем своим видом показывая, что очень спешил и старался как мог. Но всё это представление ни коим образом не растрогало моего напарника, и мои попытки безмятежно поваляться на бревне были быстро пресечены.
Кросс-кантрийная трасса пройдена за 13 минут 40 секунд. Бонус получен. Сразу после нашего финиша приывает команда конкурентов, но спецэтап уже закрыт. Как? Уже? 18-33, до закрытия четвёртого спецэтапа, расположенного возле самого финиша, меньше часа, но чуть больше трёх километров просеки, Ленинградское шоссе и город. Решаемся бросить и попутные КП ради того, чтобы успеть.
КП 40. Спец.этап "Back to the childhood".
Выходим на просеку, внимательно смотрим на неё. Внимательно смотрим на дорогу, отходящую чуть в сторону. Есть над чем подумать. Предполагаем, что по хорошей кружной дороге доберёмся до шоссе раньше чем по размытой и наверняка заваленной просеке.
Не угадали. Дорога хорошей перестала быть очень быстро. Но хотя бы лежащие поперёк неё деревья в большинстве своём распилены. При очередном зацепе штанину наматывает на звёздочку почти на полный оборот. Во избежание повторения аварии закатываю её выше колена. Всё равно сползает, всё равно цепляться будет. Ничего страшного, со штанами уже давно попрощался, но вот сами эти зацепы очень отвлекают.
Дорога в итоге вывела на ту же просеку от "кросс-кантри", только в обход попутных КП. На пересечении с просекой встречаем всё тех же опаздавших конкурентов, встаём на параллельный курс. По пути узнаём, что ребята тоже впервые участвуют в подобной гонке. Через некоторое время один из них - тот, который шёл лидером в нашей четвёрке - останавливается, какие-то проблемы с велосипедом. Отлично, уходим в отрыв. Проезжаю метров сто, встаю. Педаль не проворачивается. Миха едет впереди и не замечает моей остановки. Но это ничего, сейчас пойму в чём проблема и нагоню в два счёта. Осматриваю велосипед, внутри всё холодеет.
До этого мне казалось, что велосипедная цепь по длине расчитана ровно на расстояние между звёздочками, не больше. Откуда у меня запас, да такой, чтобы намотать её на передние звёздочки в полтора оборота?! Попутчики проезжают мимо, вслед за Михой. Кое-как удаётся освободить цепь, спешу вдогонку. Перехожу на вторую скорость, всё звенит и трещит, переключатель не сработал. Снова первая. Вторая... Всё звенит. Так и буду до финиша на первой тащиться? Нет, вроде, прошло.
Выбираемся к шоссе, уточняем у ребят где именно искать ближайший КП, он как раз у моста-перехода, и прощаемся с ними. Берём. КП 30. В трубе под Ленинградским шоссе. Труба довольно большая, можно было бы и с велосипедами пролезть, но почему-то не решаемся так пересечь шоссе, топаем к переходу. По пути препираемся. Пытаюсь подбить Миху на полную выкладку до заветного спецэтапа, он же настаивает на том, что всё равно уже не успеваем. Но ведь асфальт! Наконец-то асфальт! Можно выложиться. Нет, две минуты до закрытия этапа. Мы успеем, мы напряжёмся и успеем. Нет, безнадёжно. Как можно быть таким пессимистичным на таком гладком и твёрдом асфальте? Тем более на финишной прямой. Наверное, это потому что карта сообщает какие-то неутешительные параметры дистанции: расстояние, перекрёстки... Кому нужна такая невесёлая карта?! Спорю до последней минуты, но вот, уже 19-30, этап закрыт. К сожалению, не удаётся успевать в последний момент абсолютно везде весь день. Но до закрытия финиша ещё полчаса, можно заняться какими-нибудь глупостями.
Что ж, не успели окунуться в детство, макнёмся в воду!
КП 6. На буйке.
Прямой дорогой следуем к Чёрному озеру. К счастью, команда Михи Чи уже давно финишировала и сообщила результаты разведки: бонусный шестой пункт, помеченный на нашем плане города большим знаком вопроса, расположен именно там, где и предполагалось. Как раз на нашем пути.
На месте спешу обогнать Миху, чтобы самоотвержено броситься в воду и героически взять КП вплавь. Но напарник, заявив, что всё равно искупается, успевает начать заплыв первым. Пока он изучает буёк и обнаруживает призму на его подводной части - чтобы увидеть КП, требовалось приподнять буёк, - плещусь в прибрежной зоне. Поднимаю долгожданные весёлые брызги, пробую себя в разных стилях плавания. Вода тёплая до невозможности. И совсем между прочим - четыре-три в пользу "Весёлых Кварков". Трепещи, Зеленоград!
Финишная прямая.
Мы планировали всё же заглянуть на КП 40, хоть и поздно уже, на случай, если есть там ещё призма, ведь за неучастие в спецэтапе штраф на час меньше, чем за непосещение его. И всё же почему-то мы легко поддались стадному инстинкту и словам "тут за поворотом, но там уже всё закрыто". Кажется, зря. После областных дорог и просек несколько минут до закрытия финиша кажутся катастрофически малым временем. Прямой дорогой несёмся на финиш. Уфф. Время - 19-53. Успели с запасом в семь минут до закрытия финиша. Опаздали к окончанию КВ на 53 минуты. Не страшно, бонусы от спецэтапов вполне перекрывают этот штраф. Мы довольны.
Теперь можно никуда не спешить и дать искупаться нашим велосипедам, они это заслужили.
Зеленоград - Москва.
Самое время подвести некую черту - итог участия в мероприятии. Первое и главное - нам понравилось. Велосипед - очень приятный вид транспорта во многих отношениях. Теперь предстоит вернуть к жизни беднягу. Всё хорошо в железном коне, да вот только ухода требует. Ноги в этом плане лучше: сами зарастают.
Второе, что бросается в глаза - темп гонки. В отличие от пешего ММБ, когда мы с Михой шли, считай, в ногу, здесь подтвердились проблемы, замеченные ещё на первой тренировке: для меня большой проблемой являются подъёмы практически любой крутизны. На подъёмах очень сильно сдаю в скорости и главное - по силам. Зачастую проще было пешком взбираться. Также приходилось поступать и с размытой дорогой: всё-таки педалирование не столь привычно как бег, проще было экономить силы пешим ходом. Тем более, что на таких участках пеший шаг не сильно уступал по скорости велосипеду. На ровных же участках - противоположная проблема: я готов был выложиться, чтобы потом на сложных участках отдохнуть, в то время как Миха предпочитал не спешить. Ему, правда, приходилось ещё и работать с картой. А это уже третий пункт.
Основное развлечение, велоориентирование, а точнее его составляющая, связанная с картой прошло мимо меня. Судя по тому, что на ходу не всегда удавалось даже текст правильно прочитать, я многое упустил. С другой стороны, чтобы эффективно ориентироваться на велосипеде, необходимо для начала натренироваться уверенно себя на нём чувствовать. Следует больше внимания уделять тренировкам.
Ориентирование по "легендам" - как по словесным описаниям, так и по схемам - очень долгая штука. Убивает очень много времени на поиски. Особенно если не удаётся работать по расстояниям.
А ещё важно серьёзно отнестись к формату соревнований. Если класс гонки указывается как "Спортивный", то, вполне вероятно, что контрольное время расчитано далеко не с двойным запасом. А раз так, то и планировать маршрут следует исходя не из принципа "как лучше собрать все КП", а из принципа "как лучше выполнить задачу-минимум", а уж дальше по возможности улучшать результат. По крайней мере, на данный момент такая тактика кажется более перспективной. Затраты по времени на четыре городских КП сопоставимы со временем, которого не хватило на четыре областных и даже один спец.этап, но вот разница в штрафах... Как эффективно прокладывать маршрут с учётом ценности КП - загадка для меня ещё со времён первого короткого рогейна. На досуге следует подобрать критерии выбора.
Из технических вопросов. Хорошо вёл себя вариант планшета, подсказанный Ритой, жаль, не угадал с размером. Довольно удобными оказались канцелярские зажимы для бумаги, в отличие от скотча они "многоразовые", но зато требуют крепления за край планшета. На велосипеде отличным решением стало ноу-хау Тёмы: крепить компас на предплечье - не занимает кисти рук, но компас при этом всегда под рукой. Большое спасибо всем за советы!
Итого.
За время гонки пройдено около 67 км, взято 4 городских КП, 11 областных КП, из них - три спец.этапы. Время на трассе - 9 часов 53 минуты. Время прохождения спец.этапа "Верёвочки" - 22 минуты, спец.этапа "Кросс-кантри" - 13 минут 40 секунд, результат спец.этапа "Твёрдый глаз" - два попадания, 15 баллов. Помимо бонусов и штрафов получено немало удовольствия и впечатлений.
Команда Михи Чи "Лось" на момент финиша была на 14 месте, притом единственная в своём классе - взявшая КП 10.
Полные результаты - ждём. Ждём также и новых приключений. Ждём и готовимся.
Исходник можно обнаружить
тут.