В Оренбурге 14 июля прошло совещание по вопросам развития транспортного комплекса регионов Приволжского округа с участием министра транспорта РФ Максима Соколова. Одной из главных тем обсуждения опять стала трасса «Европа - Западный Китай», значение которой, кажется, довольно преувеличенно.
Магия больших цифр
Оренбургские СМИ широко распространили
слова Максима Соколова о том, что экспорт транспортных услуг принес стране в 2013 году 18,5 млрд. долларов. Согласно статистике Банка России, эта цифра даже больше -
20,75 млрд. долл. Привлекательная цифра для области, чья доходная часть бюджета составляет менее 2 млрд. долл. Однако, министр не упомянул о структуре доходов по этой статье. Так львиную долю (более 11 млрд. долл.) принес воздушный транспорт. А кроме него есть трубопроводный, железнодорожный, морской, и даже космический.
Грузовые же перевозки автомобильным транспортом, на которые и будет претендовать Оренбургская область, помогли заработать России всего 531 млн. долл. Таким образом, чтобы окупить строительство хотя бы оренбургского участка «Нового шелкового пути» (предположительно будет стоить
около 150 млрд. руб.), потребуется весь восьмилетний доход страны по данной статье. Общие же вложения (около
23,3 млрд. долл.) в проект вообще составляют заработок страны от экспорта грузовых автотранспортных услуг за 44 года.
Кроме того нужно учесть риски остановки проекта. Напомним, что
Минфин предложил заморозить часть ранее согласованных инфраструктурных проектов, например, строительство автодороги от Якутска до Невера и моста через реку Лену. При этом речь идет об экономии всего лишь 44 млрд. руб.
Стоим на полустанке
Полное введение трассы «Европа - Западный Китай» протяженностью 8,5 тысяч километров ожидается к 2020 году. На сегодняшний день, по неофициальным данным, строительство 3 тысяч километров дороги на территории Китая близится к завершению. Все участки на территории Казахстана (2,8 тыс. км.) будут завершены к 2015 году. При этом стоимость работ в соседней стране составляет
около 150 млрд. руб. Это равносильно цене оренбургского участка дороги, протяженностью 190 км., и
чуть выше возводимого трехсоткилометрового отрезка трассы М-7 -М-5 в Татарстане. Всего в России нужно будет построить около 2,2 тыс. км.
Такая разница в стоимости проекта заставляет поднять еще один важный момент: получение прибыли от содержания дорожной инфраструктуры. Если по территории области будет проходит только 190 км. дороги, то закономерно спросить: где выгоднее будет остановиться водителям автопоездов? В Казахстане с его дешевой едой, бензином, сервисом или в России? Понятно, что такой дилеммы не возникнет в Казани или Москве, где не будет такого выбора. Но в приграничном регионе это может стать проблемой для создания тех самых рабочих мест по обслуживанию автомобильного потока, о которых говорят чиновники. Дальнобойщики просто будут стараться быстрее проезжать 190 километров оренбургской трассы, которая вряд ли сможет предложить что-то более привлекательное, чем наши казахские соседи.
Не будем забывать и о
планах Казахстана по строительству логических центров в Уральске и Актобе, для работы с грузами в Россию. Оренбургские власти вряд ли смогут что-то предложить и в этой связи. Причины просты: коррупционная составляющая, высокие политические риски, дорогие трудовые и иные ресурсы (см. сравнение стоимости строительства трассы в России и Казахстане).
Таким образом, судьба российского участка трассы (тем более оренбургского), равно как и экономическая эффективность вызывается ряд вопросов, на которые ни федеральные, ни тем более региональные власти отвечать не торопятся. Тем более, что мантра о возрождении великого Шелкового пути и так прекрасно продается.
Понравился проект? Поддержи
RichHorse: Яндекс-кошелек 41001155023674
Richhorse.ru