Как в Оренбурге рекламу проторговали

Feb 05, 2014 14:48



Статья Елены Черных, редактора отдела экономики газеты "Оренбургская неделя", которая на последнем "Медиафоруме" была признана журналистом года.

Мы не в Казани

В прошлом номере «ОН» мы писали о рухнувшей рекламе. Власти Оренбурга провели аукцион среди рекламных компаний на право размещать рекламные конструкции на муниципальной земле. И провели его настолько странно, что вызвали глубокое недоумение практически у всех участников процесса.

Первым делом на событие отреагировала «народная журналистика» - социальные сети запестрели нелестными эпитетами в адрес городских чиновников. Знать, повод и обсуждаемая сумма оказались того достойными. Напомним читателям: в прошлой нашей публикации мы говорили о том, что почти все лоты этого аукциона почему-то ушли по стартовой цене или с разницей в один шаг. Средняя стартовая цена у нас в Оренбурге - 80 тысяч рублей за один рекламный щит. А в Казани, например, право на установку одного щита в результате аналогичного аукциона выросло в цене до 1 миллиона 200 тысяч рублей. Простой и доступной бухгалтерией для нас занимался Александр Арсеньев, генеральный директор рекламно-производственной компании «Вега». Он - один из тех, кто не вошел в число счастливых участников проведенного аукциона:

- Если бы торги проходили честно, и стартовая цена поднялась до уровня Казани, то Оренбургский городской бюджет получил бы минимум 720 миллионов рублей. Но получит город лишь около 60 миллионов. Что называется, ощутите разницу.

Дорогие горожане, даже если вам не нравится реклама, то наверняка понравился бы городской бюджет, в котором денег хватает на строительство дорог, детских садов и на благоустройство родных улиц.
Комиссия через черный ход

Странного в этой истории слишком много. Пакет документов, который администрация потребовала от желающих принять участие в аукционе, просто потряс воображение. Нужно было, например, предоставить справку об уплате налогов почему-то аж за 2012 год. Нужно был строительный проект, изготовленный специализированной организацией. В комиссию по проведению торгов был приглашен эксперт, который почему-то счел возможным забраковать некоторые строительные проекты. А срок предоставления всего этого немыслимого пакета - всего пять дней. На то, чтобы направить запрос на предоставление разъяснений или уточнений в адрес конкурсной комиссии, - тоже пять дней. То есть фактически изначально организатор торгов отмел возможность обратиться к нему за разъяснениями по всем вопросам, непонятным претендентам. Апофеозом этого чиновничьего действа стало проведение конкурсной комиссии по определению состава участников торгов. Вот что об этом рассказали предприниматели:

- На заседании комиссии нам должны были объявить перечень компаний, которые допущены к участию в торгах. Около двадцати представителей различных рекламных компаний прибыли к месту заседания по адресу Цвиллинга, 14. Расположились в зале, а нас охрана силой выставила вон. Нам сказали, что заседание будет закрытым. Почему закрытым? В каких нормах, правилах это оговорено? В документации о торгах об этом не было сказано ни слова. Мы прождали в холле около четырех часов. Ждали, пока охрана не начала нас вообще из здания выпроваживать. Нам сказали, что вся комиссия уже ушла. Мы не поверили. Ведь мы сидели как пришитые, даже на обед никто не уходил. Оказалось, что все члены комиссии еще пару часов назад вышли через черный ход! Ну, мы, естественно, составили протокол, в котором засвидетельствовали, что на заседание мы не были допущены, а результатов заседания нам никто не огласил. На начало проведения торгов 23 января в 9.30 утра, мы так и не были надлежащим образом осведомлены о своем допуске или недопуске к торгам. При этом причины нам никто не назвал.
Бухгалтерия через перепланировку

О том, что количество рекламных щитов в Оренбурге должно сократиться, говорят уже давно. «В целях оптимизации городского пространства». Из примерно 1 200 было решено оставить только 720 городских рекламных щитов. Кроме того, располагать рекламные конструкции следует на расстоянии не менее 100 метров друг от друга. Сегодня эта норма не соблюдена. Сегодня пока еще хаос. В особо людных местах между ними нет и половины этого расстояния.

Порядок наводить, конечно, нужно. Поэтому всех рекламщиков о предстоящем реформировании городской рекламной планировки начали предупреждать заранее. Они и не спорили. Надо так надо. Только в связи с этой надобностью стали чутче следить за действиями городских властей. Ждали этого самого аукциона. Если рекламная компания не попадает в число счастливцев, которые будут иметь право на свою муниципально-щитовую «стоянку», то компания практически разорится. Хорошо еще, если предприятие многопрофильное и может работать в других сегментах. Но таких немного. Сам рекламный щит принадлежит фирме-владельцу. Если фирма не выиграла аукцион, то свою конструкцию будет вынуждена спилить и утилизировать. Фанера, труба, уголки и профили больше не пригодятся. Можно, конечно, отвезти на дачу, но заработать на этом будет уже нельзя. Не говоря уже о том, что сам демонтаж стоит денег. Останутся без работы сотрудники фирмы, нанятые рабочие, дизайнеры. Останется без надобности полиграфическое оборудование, на котором печатали соответствующий формат - три метра на шесть...

А если результаты проведенного аукциона будут признаны законными, городской бюджет останется без солидной порции денег, которые можно было бы потратить на нужды горожан. Рекламный рынок останется без здоровой конкурентной среды, безработица и банкротства в этой сфере бизнеса вполне могут приобрести массовый характер.
Документальный оборот

Еще одна цитата из рассказа рекламных предпринимателей:

- В декабре в Оренбурге состоялся большой рекламный форум. Это был такой большой праздник, мероприятие, на котором все дружат и рассказывают о перспективах, делятся идеями. В этой торжественной обстановке начальник городского управления по рекламе объявил о том, что торги, которые необходимы в силу вступившего в силу нового закона, будут проведены весной. Сказал, что у них еще не все документы готовы. На самом деле получилось, что он всех обманул? Ведь торги были объявлены 24 декабря. Сразу на все щиты в городе. Есть вопросы к городским властям и в связи с этим законом, к которому все так готовились. Вступил он в силу 1 июля 2008 года. Зная о том, что это произойдет, городские власти перезаключили договоры со всеми рекламными компаниями накануне, то есть 30 июня. Срок договора - пять лет. Следовательно, с мая 2013-го все щиты в городе стояли незаконно. Во всяком случае, никакого законного обоснования под сбор денег с рекламы на этот период придумано не было. Администрация придумывала какие-то схемы, но фактически это были новые договоры.

В прошлой публикации «ОН» на эту тему мы выразили надежду, что городская власть отреагирует и прокомментирует произошедшее. Надежда не сбылась. Молчит городская власть. Молчит и первый заместитель главы администрации Оренбурга Денис Зеленцов. Хоть он и на больничном, но ведь мог поручить кому-то отстоять честь свою.

Зато на заметку в прошлом номере отреагировала прокуратура. И прокомментировала. Первый заместитель прокурора города Александр Пименов нам рассказал, что в январе проводилась плановая прокурорская проверка в департаменте градостроительства. И ряд существенных нарушений выявлен все-таки был. Например, в административном регламенте на предоставление муниципальной услуги на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции было указано, что соискателям можно отказать за несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте концепт-проекту города. А между тем, согласно требованию федерального закона, с 1 января 2014 года администрация должна подготовить не концепт-проекты, а схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципалитета. В прокуратуре считают: если схемы в департаменте градостроительства отсутствуют, то и проведение конкурса было нецелесообразным. Информация из прокуратуры была направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Оренбургской области. К слову сказать, в УФАС предприниматели рекламного рынка уже обращались, и не единожды. И на их жалобы была реакция. Сами рекламщики говорят: на большую часть претензий им в управлении ответили, что они необоснованны. Потом все-таки направили в администрацию требование нарушения устранить.

- УФАС предписало увеличить срок подачи заявлений и внести изменения в документацию, - объясняет Александр Арсеньев. - Срок администрация увеличила (аж на целых три дня!), а вот с документами все вышло плохо. Они просто поменяли местами в предложениях слова. Суть от этого не изменилась, зато формально получилось, что предписание антимонопольной службы выполнено.

Сегодня остается только надеяться, что после того, как прокуратура выразила свою позицию в этом вопросе, УФАС будет более настойчивым в отношениях с городской администрации.

Ну и напоследок еще несколько штрихов к портрету явления. В социальных сетях появилась информация, что одним из трех победителей проведенного конкурса стал Михаил Грачев, сын председателя Законодательного собрания области. Мы спросили об этом некоторых представителей рекламного рынка Оренбурга. Нам ответили:

- Да, это действительно так. Мы много лет работаем на этом рынке и, естественно, знаем реальных владельцев бизнеса. Михаилу принадлежит компания «АльфаСтрой». По итогам проведенных торгов она получила право на установку порядка 200 рекламных конструкций. Торги выиграли всего шесть компаний (включая «АльфаСтрой»). Они между собой и поделили все 14 лотов. Но эти шесть компаний принадлежат троим владельцам. Кроме Михаила Грачева, это еще супруги Фроловы с их «Орензнаком» и Артем Сафиуллин, у которого три компании.

Вот такой получился портрет явления - монополизации рекламного рынка. Что будет дальше? В самом лучшем случае, если УФАС и прокуратура не вынудят городских чиновников отменить результаты проведенных торгов, можно будет встречаться в арбитражном суде. Ну а доказать в этом деле сговор группы лиц практически невозможно. Поэтому будем надеяться на контролирующие и надзорные органы. И будем делать выводы об эффективности городской управленческой команды.

* * *
Когда верстался номер, стало известно, что 3 февраля Арбитражный суд Оренбургской области принял решение запретить организатору торгов - Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Оренбурга - совершать действия, связанные с заключением договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Как говорится, до выяснения...
Елена Черных "Оренбургская неделя"

реклама, "Оренбургская неделя", Елена Черных, скандал, СМИ, Оренбург, аукцион, торги

Previous post Next post
Up