Примерно месяц назад я, сидя в прохладной тени навеса и попивая мятный чай, пыталась с должным уважением внимать гостеприимству старого торговца специями. Он рассказывал про свою родину - Сахару. На стене его лавки висела старая, местами рваная, карта мира и он, пытаясь хоть как то визуализировать свой рассказ, постоянно вскакивал с лавки, подбегал к карте и показывал пальцем в огромную желтую область на африканском континенте.
Тогда мне бы ни за что не пришло в голову, что уже скоро я окажусь там.
И вот я уже сижу на верблюде, одной рукой придерживая фотоаппарат, а другой пытаюсь справиться с поводьями. В лицо постоянно бьет ветер, смешанный с мельчайшим песком, который проникает буквально повсюду. От него спасают свободный конец тюрбана, закрывающий рот и нос, и очки. Верблюд ежеминутно трется мордой о зад впереди идущего приятеля и тяжело дышит, преодолевая высокие подъемы. Большего уже давно ничего не происходит. Время превратилось в песок, подхватываемый ветром с дюн и меряется лишь исключительно мягкой поступью верблюжьих лап.
Мы идем сквозь величественные белоснежные барханы, которые пришли на смену песчаным холмам с редкой порослью верблюжьих колючек. Здесь, среди этих морщинистых волн песка, уходящих далеко-далеко за горизонт, нет абсолютно ничего! Причем совершенно нет ощущения какой-то безжизненности. И именно это по-настоящему потрясает. Это место исключительной силы. Как будто сама вечность похоронена среди этих молчаливых холмов.
Нет ничего нежнее пустынной пыли и песка! По нему безумно приятно ходить босиком, утопая в нем по самые колени. Он мягкий, как мука и совершенно не прилипает к коже или одежде. На него можно лечь, а потом скатится вниз по песчаной горке. Правда очень жаль разрушать ту красивую целостность песчаных волн, бегущих в сторону горизонта.
Смотришь на часы, время 7 утра, хотя по ощущению - часов 11. Без покрытой головы уже становится сложно переносить надвигающуюся жару. Даже выйдя на воздух в 4 утра, самый казалось бы холодный, предрассветный час, на коже не почувствуешь ни дуновения прохлады.
Несмотря на кажущуюся безжизненность, в пустыне обитает довольно много живности - змеи, скорпионы, мыши-песчанки, ящерицы, вараны. Самый распространенный из млекопитающих - маленькая песчаная лисица фенек - животное с огромными ушами и желтоватым цветом шерсти. Но она, как и остальные, появляется в основном ночью. Поэтому днем можно увидеть только идущие вдалеке караваны и ... миражи.
Миражи, пожалуй, самое загадочное явление пустыни. Именно его бедуины обожают облекать в форму различных легенд и сказаний. Однако с точки зрения физики мираж - явление очень простое. В основном он появляется в солончаках - места пустыни, где в почве содержится много соли. Из-за отражающихся лучей солнца в соли кажется, что вдали на горизонте блестит водная гладь. Это самый распространенный мираж. Но есть еще и такой, когда происходит эффект камеры Обскура.Солнечный свет отражается между разными по плотности слоями атмосферы и тогда можно увидеть изображение предмета, которой в реальности существует, но находится на расстоянии нескольких километров. Хотя бедуины верят, что можно также увидеть события, происходящие в этих местах много лет и даже веков назад, а также погибшие в песках караваны.
Среди барханов встречаются места, где ветер из глины, песка и кварца за миллион лет мастерит чудо природы - розовато-коричневые кристаллы, своей формой напоминающие розовые соцветия. Этот каменный цветок - роза пустыни. Главный сувенир Сахары. В основном они небольшого размера и запросто умещаются на ладони. Но бывает, что попадаются целые созвездия таких "цветов", достигающие в высоту около метра.
Мы ехали, солнце уже практически село, но в воздухе все еще стояла недавняя жара. Наш проводник начал петь. И эта песня на непонятном нам языке, подхватываемая пустынным ветром, была тогда как нельзя кстати. Это было очень красиво. Если бы у меня тогда была в руках видеокамера, я бы обязательно записала этот момент песни среди этой тишины барханов, ветра и красных облаков горизонта. Хотя, как говорил Маленький Принц Сент-Экзюпери, пустыня хороша тем, что где-то в ней скрываются родники, а самое прекрасное в ней то, что не увидишь глазами. Абсолютно согласна.