Бизнес в кредит
Хоть какой бизнес временами нуждается в вербовании ресурсов снаружи. Цели зависят от масштаба - одному необходимо срочно покрыть кассовый разрыв, другому - обновить оборудование, третьему - прикупить пару
новых заводов. Но во всех случаях собственникам приходится решать главный вопрос - где взять средства? Методы вербования делом заемных средств можно поделить на четыре группы: выпуск ценных бумаг,
банковский кредит, воззвание в микрофинансовую компанию и к личному инвестору.
За средствами - на рынок
Легче всего живется большим компаниям русского масштаба.
Хоть какой банк будет счастлив предоставить им кредит на очень прибыльных критериях. Не считая того, у огромных, богатых и узнаваемых компаний есть
возможность завлекать еще более длинноватые и дешевенькие средства методом выпуска ценных бумаг. Высший пилотаж - эмиссия акций и размещение их на фондовом рынке. Но продолжительность и затратность самой
процедуры, необходимость соответствовать жестким аспектам публичности делают этот путь вербования заемных средств легкодоступным далековато не для каждой компании. "Многие компании, которые желали бы провести
функцию первичного размещения, как досадно бы это не звучало, пока не соответствуют требованиям, предъявляемым ФСФР", - отмечает представитель ЗАО "Финам" в Красноярске Александр Иванчин.
Эмитентов, чьи акции котируются на русском фондовом рынке, не настолько не мало, отмечает директор Красноярского консульства ОАО "Брокерский дом "ОТКРЫТИЕ" Сергей Кропачев. Это ОАО "ГМК "Норильский
никель", ОАО "Полюс Золото", ОАО "Красноярскэнерго", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "Красноярская ГЭС" и некие другие компании.
В то же время на русском биржевом рынке обращаются акции нескольких сотен эмитентов. Более 10 русских эмитентов провели общественное размещение акций (IPO). Не так издавна первичное общественное
размещение акций (IPO) выполнила Роснефть.
Более доступен выпуск векселей и облигаций. Вексель - долговая бумага, которая служит предприятию для расчетов, но он может употребляться и как метод кредитования. "Кредитору прибыльно брать вексель,
так как он обеспечивает ему больше способностей возвратить долг, если заемщик отрешается от собственных обязанностей, - объясняет Александр Иванчин. - Но под вексель можно получить только короткосрочные
инвестиции. Если срок деяния векселя превосходит полгода, организация обязана иметь публичную кредитную историю". Облигационный заем позволяет привлечь инвестиции под довольно маленький процент.
Требования, предъявляемые к эмитенту, более приклнны, чем в случае выпуска акций. "Но, в отличие от акций, размер дивидендов, по которым определяется по итогам денежного года на общем собрании
акционеров, а практически устанавливается Советом директоров акционерного общества, и может быть близок к нулю, предприятие должно купить облигации и выплатить обещанный купонный доход в обозначенный
срок", - уточняет Сергей Кропачев.
"Эмиссия ценных бумаг целесообразна, когда идет речь о большом вкладывательном проекте, - считает Александр Иванчин. - Один банк, ограниченный внутренними нормами диверсификации вложений и нормативами
Центрального Банка РФ, не в состоянии предоставить требуемую сумму. Размещая облигационный заем, компания завлекает средства со всего фондового рынка и перестает быть зависимой от 1-го кредитора".
Малая сумма займа - от 100 млн руб. Обычно маленькая эмиссия служит средним компаниям средством формирования общественной кредитной истории и увеличения капитализации компании. По словам Александра
Иванчина, для обеспечения ликвидности заем должен составлять более 500 млн руб. При всем этом сумма облигационного займа не может превосходить 30% от выручки до уплаты налогов. Ряд региональных компаний
соответствует этим условиям и могли бы выполнить облигационный заем, но из-за неведения процедуры, отсутствия опыта работы с ценными бумагами, опасений, что облигации не отыщут покупателей, нежелания
"раскрываться" перед инвесторами пока предпочитают другие формы финансирования.
Банки рады всем
Банки занимают лидирующую позицию на кредитном рынке. Процедура рассмотрения документов и оценки кредитоспособности занимает до 2-ух месяцев. Кредитная заявка проходит несколько стадий рассмотрения:
первичное - кредитным профессионалом, комитетом по рискам, кредитным комитетом и т.д. прямо до правления банка, если сумма довольно велика. Оцениваются не только лишь денежные характеристики, да и
технико-экономические обоснования проекта, на который направляются деньги.
Основное требование к заемщику - прозрачность его бизнеса. Реальное положение дел на предприятии должно быть отражено в балансе, отчете о прибыли и убытках и других бухгалтерских документах. При не плохих
балансовых свойствах, обычном соотношении главных средств к обратным ресурсам, своевременной уплате налогов предприятие без особенных заморочек получит кредит в любом банке. "В секторе
кредитования корпоративных клиентов банки ведут жесткую конкурентнсть, и взять кредит на сумму от миллиона рублей сейчас довольно легко", - гласит управляющий Красноярским филиалом ЗАО "Финка"
Наталия Нарышева.
Популярность банковских кредитов объяснима. Банк предоставляет кредиты на довольно большой срок под приемлемый процент, составляет упорядоченный график выплат. "Банковский кредит - это неопасно,
сделка закреплена кредитным контрактом и заемщик знает, что в случае честного выполнения выплат банк не востребует преждевременного возврата заемных средств", - отмечает Наталия Нарышева.
В сфере кредитования малого бизнеса ситуация не настолько безупречна. Экономически это просто объяснимо. Операционные расходы на оформление хоть какого займа приблизительно схожи, потому банку еще прибыльнее
оформить один большой кредит, чем 10 маленьких.
"Прямо до недавнешнего времени некие банки в целях минимизации рисков вообщем не работали с малым делом и личными лицами. Традиционный пример - Росбанк, обслуживавший до приобретения группы ОВК
только корпорацию "Интеррос" и близкие к ней структуры, - гласит директор Сибирской кредитно-сберегательной компании Миша Четыркин. - И хотя сейчас банки словестно поворачиваются лицом к малому
бизнесу, на практике - чем "мельче" клиент, тем меньше у него шансов получить кредит".
С другой стороны, и сами маленькие предприниматели не очень охотно обращаются в банки. Неувязка - в большенном перечне нужных документов, необходимости залога и долгих сроках рассмотрения заявки.
"Кредиты малому бизнесу должны выдаваться стремительно и просто, - считает Наталия Нарышева. - Бизнесмен готов заплатить чуток больше, только бы получение кредита не добивалось неописуемого количества
времени и усилий". И банки, понимая требования клиентов, стремятся упростить процедуры выдачи кредитов. Этим они не только лишь завлекают больше клиентов, да и увеличивают рентабельность каждого кредита.
Более интенсивно на рынке кредитования малого бизнеса позиционируются Сибакадембанк и КМБ-Банк. По словам управляющего Красноярского кабинета КМБ-банка Романа Горбунова, за последние годы условия
кредитования существенно смягчились.
"6 годов назад, когда мы начинали работать, кредит выдавался максимум на год. За этот период времени мы прирастили сроки кредита - до 5 лет в рублях и до 7 в валюте, уменьшили процентную ставку втрое и
существенно уменьшили перечень документов, оставив только самые нужные. Срок рассмотрения кредитной заявки уменьшился с недели до 1 денька", - ведает Роман Горбунов.
Средняя сумма кредита в КМБ-Банке составляет 500-700 тыс. руб. По словам Романа Горбунова, работа с такими клиентами более накладна, чем с большими, зато и доход больше. А главный плюс исходя из убеждений
понижения рисков - диверсификация средств.
"Если банк работает с пятью-шестью большими предприятиями и хотя бы одно оказывается временно неплатежеспособным, у банка появляются суровые трудности, - объясняет Роман Горбунов. - Мы финансируем в
месяц порядка 200 сделок, и даже если один-два клиента не расплачиваются впору, то из-за маленького размера кредита это не скажется сколько-либо значительно на наших денежных показателях".
Микроскопичные деньги
Банки, ориентирующиеся на малый бизнес, не требуют от потенциального клиента бизнес-планов и вкладывательных меморандумов. Довольно малого пакета документов: свидетельства личного
бизнесмена, свидетельства о постановке на налоговый учет, контракта аренды либо права принадлежности, паспорт. Маленькую сумму можно получить даже без залогового обеспечения. Но, невзирая на
либерализацию требований, далековато не многим бизнесменам удается оформить банковский кредит.
Мелкорозничная торговля на рынках, личный извоз, сетевой маркетинг, пошив одежки на дому, услуги по переводу и пр. - обычно, в этих видах деятельности потребность в заемных средствах не превосходит
50-100 тыс. руб. Да и таковой "маленький" бизнес нуждается в развитии и займах на неотложные нужды производства.
Самым "небольшим" - ровная дорога в микрофинансовые организации, для которых выдача маленьких займов - основное направление в работе. "Мы предоставляем микрозаймы бизнесменам, которые имеют обыкновенные
виды бизнеса, у каких нет способности обеспечивать кредит либо нет доступа к банковским ресурсам, - ведает Наталия Нарышева. - Срок получения займа - 48 часов. Для дизайна займа до 100 тыс.
руб. нужен только паспорт. В "Финке" заем могут получить предприниматели, не имеющие местной прописки и даже нерезиденты. Заем до 200 тыс. руб. в большинстве случаев выдается без залога". Заем может быть
предоставлен предпринимателю и на потребительские цели: ремонт квартиры, отпуск, обучение малышей. "Бизнесмен, который платит налоги на вмененный доход, не может предоставить банку справку о доходах и
получить потребительский кредит, - добавляет г-жа Нарышева. - А мы выдаем такие кредиты".
По словам Романа Горбунова, кредит в банке берут обычно на пару лет - для покупки помещения либо оборудования, расширения бизнеса. Но если нужна маленькая сумма на маленький срок, микрофинансовые
организации - отменная кандидатура для получения недостающей суммы.
Наталия Нарышева подчеркивает, что действенная процентная ставка в "Финке" равноценна банковской. У банков с их большими штатами, жесткими требованиями Центробанка остро стоит неувязка обеспечения
рентабельности. Микрофинансовые организации проще по структуре и требования к ним мягче, потому при тех же процентах маленькие кредиты окупаются.
Простота дизайна кредита не значит, что микрофинансовые организации раздают средства вправо и влево. "Эксперт в неотклонимом порядке проводит денежный анализ бизнеса: выезжает на точку,
составляет баланс, отчет о прибылях и убытках, - ведает Наталия Нарышева. - Бизнес должен быть выгодным, другими словами текущей прибыли должно хватать на погашение займа, чтоб в случае неудачной
реализации проекта бизнесмен сумел заплатить взносы. Более того, мы проводим консультацию, уговариваем человека, который пришел с умопомрачительным проектом, избрать более реальный вариант: соизмеряем
запросы клиента с реальным потенциалом бизнеса".
Личный подход к клиенту дает возможность избежать неплатежей даже при работе с таковой, казалось бы, рискованной категорией, как малый бизнес. По инфы представителей микрофинансовых организаций,
уровень просрочки не превосходит 0,5%. Если все таки появляется задолженность, она взыскивается в рамках законодательства, через трибунал. "Но это последняя мера, - подчеркивает г-жа Нарышева. - Мы ищем пути
решения трудности вместе с заемщиком и находим их. Главное, чтоб клиент сам желал возвратить долг".
Поделись с инвестором
И банки, и микрофинансовые организации кредитуют только развитие работающего бизнеса. Ни одна кредитная структура не даст средств под проект, имеющийся только в виде идеи.
"За рубежом действуют особые венчурные банки, ну и обыденные банки до 10?% средств могут направлять на венчурные проекты - очень рисковые, зато высокодоходные. В Рф, исходя из убеждений Центробанка
подобные кредиты относятся к категории безвыходных", - гласит Миша Четыркин.
Показавшиеся в нескольких русских регионах венчурные фонды финансируются за счет небанковских источников. 18 декабря начал работать фонд в Красноярске. Его капитал складывается из средств федерального
и регионального бюджетов, также личных инвесторов. Активами фонда управляет компания "Тройка-диалог".
Схема взаимодействия меж фондами и генератором идеи кардинально отличается от обыденных схем кредитования. Если банк дает средства под проценты, то венчуры, обычно, входят в бизнес. "Начинающий
бизнесмен должен верно осознавать последствия воззвания в венчурную компанию, которая может забрать до 90-95% бизнеса - соразмерно своим инвестициям. Устроитель и создатель идеи рискует стать всего
только наемным управляющим в этой компании", - предупреждает Роман Горбунов.
По воззрению профессионалов, на первом шаге венчурные фонды будут перестраховываться и финансировать проекты на драконовских критериях. "Фактически, приблизительно также банки вели себя 6 годов назад по отношению к
малому бизнесу, - ведает Роман Горбунов. - Банковская ставка достигала 50%. По мере скопления опыта мы сообразили, что малый бизнес не таковой рискованный сектор, как числилось ранее, и снизили
ставки. Думаю, то же ожидает систему венчурных фондов".
Другой метод привлечь средства под идею - отыскать личного инвестора. Почаще подобные проекты реализуются в форме вновь создаваемых организаций, куда участники заносят личные средства и начинают совместно
работать над проектом. Но даже если инвестор конкретно не участвует в становлении компании, его, в конечном счете, интересует его толика в бизнесе.
"Большая часть инвесторов даже не станут вести с вами разговор, если идет речь только о процентах, которые они получат с суммы кредита, - считает Александр Иванчин. - Инвестору увлекательнее быть
совладельцем компании, при этом на долю в бизнесе наименее чем 50% возможный инвестор вероятнее всего не согласится. Очевидно, ответственность за то, чтоб вложения окупились, в главном лежит на
устроителе проекта". Все же, по воззрению большинства профессионалов, личные инвестиции остаются более легкодоступным методом начать новый бизнес. "В Красноярске много людей, располагающих свободными
валютными средствами, и они готовы их вкладывать в достойные вкладывательные проекты", - заключает г-н Иванчин.