Всё давным-давно не своё.

Apr 03, 2014 17:02

Оригинал взят у funt в Всё давным-давно не своё.


Везде мерещится Сталин.

Вчера еду в электричке на залив - поднялся какой-то сильно пьяный десантник. Начал толкать речь. Типа, давайте прямо сейчас всем вагоном встанем, выпьем за ветеранов, благодаря которым мы живём. Получив предсказуемый игнор, сел, стал что-то бормотать, что ненавидит всех этих институтских-проститутских блядей, у которых ни патриотизма, ни совести, ни даже выпить с собой ничего нет.

В целом стандартное «Я помню, я нажрусь», ничего интересного. Годы идут, а Ерофеевская электричка всё так и едет в Петушки, с новыми сиденьями, но прежними персонажами. Они ещё живы и ещё пьют.

И всё-таки с днём победы картина вырисовывается, а заодно с ней вырисовывается и кое-что ещё.

Прошу прощения, мне придется начать издалека - так мне удобнее оформить мысль.

Долгое время главным праздником СССР было 7-е ноября, день великой октябрьской социалистической революции. На самом деле дата стрёмная и странная. Сам день - ничем не примечателен. Даже по версии самих большевиков ничего особенного не произошло. Монархии уже не было, страны - почти не было. Большевики всего лишь свергли правительство, которое само себя называло временным, до кучи измазав калом покои зимнего дворца и заблевав египетские вазы. Это они умеют до сих пор. После этого 5 лет шла гражданская война, во время которой на территории России фактически возникло Сомали. На территории Сомали разгуливали иностранные солдаты и плодились самые безумные протогосударственные образования. Советская власть в Сомали утвердилась только через пять лет, причём половину отцов-основателей в ближайшие 10 лет перерезали, а главный папик вообще сдох от сифилиса. Сами события тех лет - от гражданской до репрессий - чрезвычайно мутные. Многие люди не понимали, «причём тут я». В гражданской участвовало отнюдь не всё население: большинство тупо отсиживалось и бегало из голодающих регионов в относительно сытые. В результате, когда страсти улеглись, октябрь 1917-го стал стопроцентной пропагандистской легендой, мало привязанной к повседневной реальности.

После 1945 праздновать 9 мая не стали: много чести. К 1965 вести отсчет от 7 ноября стало совсем комично, и с тех пор де факто главным праздником СССР стало 9-е мая.

Это было правильным решением: война -героическое событие, на войне делается история, война 41-45 коснулась действительно почти каждую семью, и победа действительно была великой.

Поэтому день победы действительно стал главным праздником советского народа.

Проблема появилась потом.

Дмитрий Медведев в новогодней речи 2010-2011 назвал нашу страну двадцатилетней. Я думаю, он слишком омолодил советское государство. На самом деле страна, в которой мы живём, в декабре этого года отметит аж 90-летний юбилей.

Здесь осталось всё советское. События 1991 года изменили многое, но по сути не изменили ничего. Правопреемница СССР оставила тот же скелет, нарастив на нём мускулы, суставы и органы (особенно сильно - органы) немного в других местах. Задние лапы стали слабее, а вот извилин немного прибавилось. Хвост купировали, зато уши теперь развесисты, как у спаниеля. Уменьшился член. Увеличилась задница. Рога отпали, шерсть поредела, зубов стало меньше, зато теперь животное быстрее бегает, более зоркое и когти передних лап стали острей.

Но сам советский скелет остался. России - нет. Она кончилась в 1917 году, на её территории было создано трагикомичное нечто, сразу же отрицавшее с Россией всякую преемственность и отрицающее её до сих пор, не только идеологически, но и юридически.

Мы живём в советском мире. Нас, по пути домой в Россию, повернули в него обратно, начав с возвращения советского гимна, и мы туда вернулись, выучив новый советский гимн. В РФ - правопреемнице СССР (пСССР), а не России - навязаны и поощряются советская армия, советская полиция, советская власть, советское потребление и даже советская РПЦ, взявшая на себя часть идеологических функций.

Неудивительно, что тут всерьёз отмечаются советские праздники.

Русское наследство продолжает использоваться пСССР в критических случаях и с азиатской расточительностью. Например, в пСССР, как и в СССР, нет хоть сколько-нибудь выдающейся культуры. Сей срам, как фиговым листком, прикрыли Достоевскими и Чайковскими, и сделали вид, что этого достаточно. А главное - что это имеет какое-то отношение к самой советской цивилизации. На вопрос «где ваша культура?» десантник в захарканной электричке отрыгивает «Ддыстыэфссски» и ему кажется, что его блёв в тамбуре оправдан великим писателем. Хотя это не более, чем трофей, отобранный 95 лет назад такой же пьяной матроснёй у побеждённой империи. Используется он соответствующим образом: колхозник угнал у буржуя Майбах и стал возить на нём картофан тёще. Достаточно сказать, что самую известную в пСССР фразу Достоевского про слезинку ребёнка Достоевский не говорил. «Красота спасёт мир» тоже.

Мы живём при советской власти. Начав строить капитализм, советская власть начала строить то, что сама же клеймила позором в своих агитках: пузатые буржуины разъезжают на Бентли и трахают дорогих шлюх, а гениальные скрипачи гуляют босиком под проливным ливнем, клянча милостныню. Взяв часть атрибутики у Российской Империи, советская власть воплотила в жизнь тот «царизм», каким выдумала его в собственной пропагандистской литературе: азиатский полудурок, ряженый в дорогой немецкий мундир и разъезжающий на дорогой немецкой тачке, окружив себя такими же сатрапами, строит на народные деньги дворец за дворцом, а народ гнёт спину и живёт в вонючих казармах. И даже реабилитированная церковь у нашей советской власти занимается регулярными поставками опиума для народа и позорным религиозным мракобесием.

Имея советскую власть, мы имеем во многом и советскую оппозицию. Я уже писал как-то, что в современных условиях вся риторика про «жуликов и воров» рискует кончиться банальным раскулачиванием всех, у кого есть хоть какие-то деньги. Люди выходят под лозунгами «Долой самодержавие», Лимонов (блестящий европейский писатель Лимонов!) несёт какую-то буквально шариковскую чушь про буржуинов, всерьёз предлагает лозунг «Всё отнять и поделить!», пишет стихи про мудака-николашку. Путина живописуют не столько тираном, сколько именно царём, а самих себя зачем-то ассоциируют с полуграмотными «народниками».




Оппозиционный интернет активнейшее копирует эту картинку, вместе с этим лозунгом:


То есть, оппозиция, несмотря на кажущуюся прогрессивность, считает народ кем-то вроде потомков угнетённых крепостных крестьян. Хотя крепостные крестьяне не имеют ничего общего с современным русским народом и тем более с оппозицией. А если и имеет - почему бы не напирать на преемственность с дворянами или хотя бы разночинцами?

Чтобы дойти до этой светлой мысли, достаточно прочитать всего-то хотя бы Лермонтова «Герой нашего времени» - тот же Печорин куда более приятный образец для подражания. Но хипстеры читают Минаева и Пелевина, а все остальные боюсь, и вовсе книжки о еврейском заговоре и здоровом образе жизни. «Смерть министрам-капиталистам!» + «Закаляйся, как сталь!» В результате оппозиция следует тому же советскому, извините, дискурсу, и существует в той же советской, еще раз извините, парадигме. В авангарде оппозиционных колонн реют красные знамёна.

Советская цивилизация, советский народ, стараниями властей существует до сих пор.

У советского народа много отличительных черт, но я назову всего лишь одну: всё, что с ним происходит, абсолютно не интересно в первом мире.

Поняв это, я понял, что праздник 9 мая обречён.

Я понял, что если бы Китай 5 лет воевал с Индией и выиграл, то... то... а собственно ну и что из этого? Неинтересно. Это чужой мир. Мои дети будут читать Достоевского, но не будут слушать Высоцкого. Не потому, что Высоцкий бездарный, а потому что никому не интересен талантливый сирийский бард. Мой сын может что-то найти в творчестве Shooking Blue, Sex Pistols или Joy Division. Но «Лыжи у печки стоят» - разве что в рамках факультативного изучения истории экзотических стран «на любителя».

Морщинистые старушки в арабских платках, вечно плачущие, вечно добренькие. Дворы с неказистыми детскими площадками. Горки из пластика - такого же, как сиденья на футбольных стадионах, куда малыш, съезжающий с заливистым смехом в образовавшуюся внизу лужу, попадёт через 10 лет в компании таких же, как он. Вся, вся, вся без исключения романтика советской эпохи, с гитарами, с кострами, с мечтами о чём-то, о чём не принято всерьёз мечтать во взрослом мире. Пионерские лагеря, из которых многие малыши через какие-то 10 лет попадут на те же 10, но гораздо более долгих лет в другие лагеря. Те лагеря, у которых блатной шансонье Наговицын так утробно хрипит последнюю «а». И выйдут оттуда с перекошенными лицами, перекошенными судьбами, и с беломоринкой во рту и плохими зубами будут передавать следующему поколению то, что потом окажется никому не нужным. Как ненужными окажутся все мечты, чаяния и представления о мире детишек из пионерских лагерей.

Снова детская площадка. Покосившаяся черепаха. Покосившаяся рябина. Косящие глазами на девчоку в мини-юбке бабушки. Мужички с покосившимися глазами закладывают за воротник очередную чарку за покосившимся столиком. Покосившийся забор. Дом. Сарай. Автомобиль. Весь этот советский пейзаж, к которому слово «покосившееся» будто бы прилепили с самого начала. Всё это родное, но при этом уже давным давно не твоё, как первая любовь.

Я сам еще совок - в совке прошло мое детство, это мои воспоминания, я вырос в СССР и повзрослел на его останках. Воевать с собственным детством - глупо.

Но и оставаться в нём - тоже.

Я понял, что весь этот «праздник со слезами на глазах» абсолютно перестал меня трогать. ВООБЩЕ. Это праздник чужих людей, триумф чужой цивизизации - в целом глупой и неинтересной. Конечно, такое отношение подогревается совершенной безумной истерикой современного агитпропа с фильмами, где тошнит от одних анонсов (мне особенно понравилось про то, как «убили Кантарию, а он должен был флаг на рейхстаг занести, всё, пиши пропало»). Но неинтересно - даже без этих анонсов.

Кстати, отношение к 9 мая как к «позорному», «плохому», «неоднозначному» итд итп празднику - тоже советская черта. Я то к нему так не отношусь. Меня он просто перестал трогать и всё. Праздник в целом неплохой. Песни есть нормальные. Подвиг был великим. Просто это всё не про меня, и нет преемственности между «победой над фашизмом» и жизнью, образом жизни, страной, где я хотел бы, чтобы жили мои дети и тем более внуки. Был СССР. В 1991 году трансформировался в РФ. Там главный праздник был 9 мая. Праздник хороший. Но актуальный не до тех пор, пока останется в живых последний ветеран. А до тех, пока останется в живых СССР. СССР жив (хоть бы и в виде РФ) - жив праздник, вокруг него копошатся люди, кипит жизнь.

Но я жить в правопреемнице СССР не хочу, и поэтому праздник этот моим быть перестал. Надеюсь, его ждёт судьба пасхи или нового года. На пасху красят яйца. На новый год наряжают ёлку. На 9 мая... ну, допустим, пьют фронтовые сто грамм.

Выпить сто грамм - пожалуй можно.

Но наполнять сто грамм, яйцо или ёлку особым патриотическим смыслом - это чересчур.
Previous post Next post
Up