О проекте сверхтяжелого танка "ВЛ" (Владимир Ленин) известно довольно мало. Но даже одно описание этого монстра заставляет задуматься об адекватности конструкторов сего агрегата.
Итак весной 1940 года инженеры Попов и Нухман предложили проекты сверхтяжёлых танков ВЛ-С1, ВЛ-С2 и ВЛ-С3 (ВЛ - как не трудно догадаться "Владимир Ленин"), масса которых в зависимости от установленного вооружения колебалась от 260 до 460 т.!!!! К работам над этими проектами приступили по двум причинам: а) от советской разведки поступили данные о начале работ в Германии над тяжелыми танками с бронированием от 100 мм и вышеб) большие потери танков от воздействия финской артиллерии при штурме линии Маннергейма в советско-финской войне 1939-40 гг.
Цифрами на схеме показаны:
1,14,19,29 - ведущая колеса; 2,15,18,30 - тяговый электродвигатель; 3 - входной люк радиста; 4 - радист; 5,23 - заряжающий; 6,9,24,26 - наводчик;7 - помощник командира по технической части; 8 - нижний входной люк; 10 - командир; 11 - силовые электрокабели; 12 - двигатель; 16 - моторист;17,28 - механик-водитель; 20 - вытяжной вентилятор; 21 - радиатор; 22 - втяжной вентилятор; 25 - электрик; 27 - входной люк механика водителя
На танк «Владимир Ленин» в зависимости от модификации, могли установить следующие виды вооружения: 305-мм орудие Б-23; 130-мм морскую пушку Б-13 во вращающейся башне. Предполагалось также устанавливать в башнях с ограниченным углом обстрела две 76,2мм пушки, для уничтожения мелких опорных пунктов и пулеметных гнезд. Для противодействия пехоте противника и самолетам, на танк ВЛ устанавливали 4-5 пулеметов ДТ. Боекомплект танка ВЛ состоял из: 300 различных снарядов для 76,2-мм пушек, 100 снарядов для орудий Б-23 или Б-13 и 15 тысяч 7,62-мм патронов для пулеметов ДТ.
Бронирование танка состояло из бронелистов, толщиной от 40 до 125 мм. Толщина лба башни составляла 125 мм, крыша башни - 40 мм.
В состав экипажа танка входило 15 человек. Для входа и выхода экипажа применялись 2 люка в крыше и 2 люка в дне корпуса танка.
В качестве силовой установки планировалось установить три двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-34 по 800 л.с. каждый.
Проект танка предусматривал установку на него электро-механической трансмиссии, привод которой осуществлялся на ведущие колеса от электродвигателей, которые устанавливались на одном валу вместе с тремя двигателями внутреннего сгорания ГАЗ-34 (каждый по 800 л.с. мощностью). Каждый из ДВС ГАЗ-34 соединялись с генератором пост.тока мощностью 650 кВт. У серийных электровозов были заимствованы тяговые электродвигатели 4ДК-3А (450 кВт мощностью). Вся система трансмиссии охлаждалась двумя электровентиляторами, установленными в специальных тоннелях.
Ходовая часть танка ВЛ имела по 2 гусеницы на борт, каждая из которых имела свой привод. У внешних пар гусениц ведущими колесами были задние, а у внутренних гусениц ведущими были передние. Подвеска танка была пружинной балансирной, аналогичная подвеска была у самоходки СУ-14. Танк мог двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад. Машина имела два пункта управления спереди и сзади, то есть, разворачивать танк не требовалось. Для переброски танка к местам боевых действий, его разбирали на 5 частей (2 части корпуса, ходовая часть, малые башни, главная башня) и перевозили по железной дороге.
Модификация танка ВЛ-С3 задумывался как средство подавления вражеских ДОТов, и он весил в отличие от других танков всего 260 тонн имея на вооружении пушку Б-13. Поэтому, конструкторами не была предусмотрена разборка танка, и по ж/д путям он не мог передвигаться. Впоследствии, для облегчения веса с этой модификации танка сняли две 76,2-мм пушки, заменив из на две 45-мм. В целях облегчения веса у танка уменьшили боекомплект.
Проект танка «Владимир Ленин» был оценен комиссией, и после оценки проекта работы по его созданию были прекращены, по причине нереальности его претворения в жизнь.
Источники:
Солянкин А.Г., Павлов И.В., Желтов И.Г., Павлов М.В. "Советские тяжёлые танки" 1917-1941 гг. Изд.центр "Экспринт". 2004 г.