Особенности внутреннего туризма в Грузии

Feb 11, 2016 19:37

С вечера субботы по какому-то поводу пришлось слегка пригубить. В процессе скромного злоупотребления в компании одного светского бродяги, грядущим утром с его подачи придумали прокатиться вглубь Грузии, в Имеретию, к двоюродному дяде бродяги. Слегка покочевряжившись, мол ну как же, время позднее, выезд должен быть ранним, а мы в кондиции, да и планы же были другие - сдались-таки под натиском князя (светский бродяга, он же князь Марчджвариани). Он, красиво махая руками со стаканом в кулаке, парировал наши выпады, типа какие еще планы, у нас-де планы совместные, никуда они не денутся; вы не понимаете, куда вас зовут; там рай на земле, да и вообще это разведка!
Кое-как продрав глаза за 40 минут до поезда, подумали, а стоит ли ехать вообще? Но в итоге решили будить князя и рвать. Слишком красиво стелил наш друг вчера, чтобы не увидеть все это своими глазами. За 15 минут до отправления поезда выскочили из дома, прыгнули в такси и за 5 минут до старта ворвались на вокзал. Гига (еще одно звание друга), возопил, какие билеты, зачем? Все сделаем в вагоне!
Еще через 5 минут мы ехали в метро в сторону автовокзала, успокоенные тем, что ну и хер с ними с этими билетами и проводниками, маршрутка же приедет быстрее.
Маршрутка уехала в сторону Харагаули всего 3 минуты назад, следующая хер знает когда. Больные похмельем стоим и тупим. Водители других микроавтобусов, спросив лишь, куда надо друзья, принялись на перебой выхватывать из карманов телефоны и куда-то ожесточенно звонить.
Маршрутка, забитая до отказа, вернулась за нами еще через 10 минут. Место нашлось на табуреточке в проходе старенького форда транзит.
Беготня и похмелье вырубили меня моментально, чему я потом радовался, так как не видел этого аксакальского стиля вождения на перевалах, и не хватался когтями за все углы, в отличие от моих коллег, в моменты острого приступа нехватки адреналина у водителя.
Конечная точка - Харагаули. Это обратная сторона национального парка Боржоми-Харагоули, знаменитого своим климатом, ландшафтом и туристическими тропами. Но, если со стороны Боржоми парк туристами хожен-перехожен, то со стороны Хараугаули все наоборот. Места невероятные. В любое время года. И целью разведки, как раз было выяснить, насколько можно осваивать эту сторону парка для активного туризма, использовав связи с родственниками, знакомыми и просто неравнодушными.
Место не тронутое большой монетой. Стопроцентное "ипортозамещение". Разве, что автомобили не грузинской сборки. Начали изучение с кухни, так как прибыли аккурат к обеду. Стол ломился от блюд. Все, абсолютно все, что было предложено к трапезе, было своего производства. Производства вот тут, за стенкой, на кухне. Сыр из своего молока от своей коровы. Хачапури из своей муки из своего зерна со своего поля. Вино из своего винограда со своей лозы. Ну и так далее, включая чай.

Кое-как отвалившись от стола, ну вот прямо в прямейшем смысле, нам было предложено пройти в машину к дяде (председатель района) и прокатиться по окрестностям. С главной целью, посетить старый дом в предгорье, оценить его состояние и пригодность для проживания в нем страждущих. Как просто желающих поговеть в грузинской деревне на молоке и масле, так и тех, кто хочет стартануть дальше в горы по тропам.

Площадь района немаленькая. Поэтому, пока ехали до того села, где стоит дом, удалось повертеть башкой в радости и восхищении на 360 градусов. Гулять там, конечно, не перегулять. Всего 160 км от Тбилиси, а уже другая планета. Дом оказался достаточно стареньким, но вполне подъемным в ремонте. У меня даже случилось видение: я лежу в гамаке на открытой веранде летом под лозой и мечтаю о крафте. Два этажа, терраса, камин, все деревянное и всему этому 150 лет. Справа горный ручей с ледяной водой, слева внизу река. Класс! Есть, в общем, о чем поразмыслить и куда стремиться.
На утро было похмелье. И, пока предводитель пробуждался, я учился делать сыр из коровьего молока. Это оказалось невероятно просто, потребовало всего 4 ингредиента: молоко, огонь, сыворотка и 40 минут времени.

В обратную сторону было решено ехать только на поезде. Маршрутка - слишком экзотично, чтобы так часто ее использовать. Решили до поезда посетить туристический центр Харагаули, все-таки национальный парк, значит организация должна быть мощной. И правда, разговор принес свои плоды. В кабинете с тремя столами толпилось человек шесть. Сплошь приятные мужчины. Они поведали, что у них в наличии есть аж 50 спальников, палаток и прочей утвари, вплоть до лошадей, проводников и нескольких оборудованных коттеджей на высотах, для пеших прогулок по горам. И все это в свободном доступе! Приходи, бери и иди. Как же здорово, возликовали мы! И как давно вы работаете? 3 года, говорят! Чудо, чудо, так сколько же туристов прошло через вас за это время? 0!
Ага, ноль. Им государство дало бабло, они честно все закупили, а теперь сидят и также честно ждут, когда к ним придут. Не забывая удивляться тому, что через перевал, со стороны Боржоми, от туристов нет отбоя. В прямом смысле сидят и ждут. Попробуйте найти в сети хоть какую-то, хоть малейшую информацию про них и маршруты с этой стороны. Ничего не найдете. Все эти вести добавили оптимизма нашему предприятию, и оставшиеся не пропитыми 2 лари, тут же были спущены на бутылку пива. Лечили князя, как наиболее ценную единицу разведки.
В ожидании поезда стояли слегка умирая, сладко размышляя о том, каким же сейчас будет мягким для сна сиденье. Целых 3,5 часа сновидений.
В соседнем кресле по левую руку ехал грузный Заза. Нас разделял проход и 30литровая канистра. Сказать, что князь воспрял, не сказать ничего. Глаза Остапа Бендера светились не так звездно при виде стульев, как глаза князя при виде Зазы. Они удалились до тамбура.

РЖД - учись! Я тебя прошу, учись любить людей!
Это было белое полусухое естественной газации, везомое стать игристым.

Пили все. Метались на станциях за закуской; проводница выдавала стаканы; бабушка - батумская интеллигенция, улыбаясь, доставала мандарины; какое-то дитя принесло банан; хоровое многоголосие, байки, одобрительные улыбки полиции на перроне. 3,5 часа превратились, ну максимум в 40 минут пути, с пробуждением уже следующим утром и восстановлением событий по фото.

На утро было похмелье.
Время просушки, музеев и размышлений.

UPD: просушка не удалась, спустился за вином

Имеретия, Грузия, национальный парк, туризм, Хагараули, Боржоми, туризм в Грузии