Очередной сериал из числа тех, что во множестве выпекают главные федеральные каналы, был предъявлен публике в преддверии годовщины со дня смерти Сталина и кануна восьмимартовских праздников. Авторы сумели впихнуть в свое детище, казалось бы, невпихуемое, объединив обе темы в одной поделке под названием «Тальянка».
В центре сюжета - судьба прекрасной итальянской женщины, идеальной на все сто процентов, нежной, но сильной и честной, своим отважным, но слегка придурковатым мужем имплантированной в суровую послевоенную советскую реальность. Оба - бывшие бойцы Сопротивления, герои и все такое великолепное, оставшееся в прошлом. Переезду итальянки в Россию отчаянно сопротивляется мудрый папа, но в итоге любовь побеждает все, в том числе, и папу, и вот уже семья едет в СССР.
Итальянские граждане в сериале поголовно показаны носителями всех самых лучших качеств, воспитанными образованными европейцами, сама Италия - натуральным раем на Земле - так и не вдруг вспомнишь, что во время второй мировой эта страна воевала на стороне гитлеровской Германии. Но это, конечно, не главное...
Молодая семья с ребенком, полная самых радужных надежд, въезжает в советскую родину мужа итальянки, и тут, конечно, начинается сущий ад. На зрителя обрушивается весь спектр всех шаблонов и штампов, которые российский кинематограф накопил за годы и годы изготовления подобного эрзац-кино.
Давайте припомним основные тренды последних 3-х десятилетий. Мы пересмотрели бессчетно сериалов в формате «история страны через историю семьи». Окучивают преимущественно черный период сталинизма. Говорю об этом безо всякой иронии, я действительно считаю эти годы самыми страшными в отечественной истории 20-го века, кроме, разумеется, тяжелейшей кровопролитной войны. И фигура Сталина не вызывает у меня никакого придыхания, никаких иллюзий - это был жестокий, изощренный в своей жестокости тиран, одержимый паранойей. Все это не отменяет великих достижений нашей страны, но не дает забыть о колоссальной цене, которая была за них заплачена.
Семьи в этих сериалов, как правило, представлены советской интеллигенцией из «бывших». Отец семейства часто - известный врач, ученый, архитектор, мудрый носитель сакральных ценностей, служивший родине, но мужественно претерпевавший гонения от власти разной погани, быдла и выскочек.
Дети продолжали дело отца, воевали в Красной армии, врачевали, выходили замуж за известных, но неприспособленных физиков, ехали за ними в лагеря или, как минимум, в Сибирь. Власть в виде погани, быдла и выскочек почти поголовно выглядела однообразно людоедской, тупой и пошлой, а ее носители - клонированными из одной ДНК и потом заточенными в спецучилищах вурдалаками.
Редчайшие исключения непременно либо кончали с собой, либо были утащены на эшафот по доносам в НКВД и там застрелены. Непременно картина прохода героя по коридорам подвалов Лубянки, внезапный выстрел в затылок и крупно - изумленные глаза героя. В общем, тотальный беспросвет.
В промежутках между борьбой, лишениями, унижениями и пытками они все же ухитрялись рожать детей, но и детям доставались лишь унижения, крушение мечтаний и тихо тлеющая ненависть к «этой стране».
За эти годы переосмысления прошлого в формате «будь оно все проклято» мы увидели дивизии насильников-комиссаров, садистов-политруков, подонков-доносчиков-изуверов-палачей. Всегда картонные, лишенные каких-либо терзаний и угрызений, каких-то индивидуальных черт верные слуги Молоха, как бы сошедшие с картин Босха и Гойи уродливые сластолюбивые бесы.
Среди этих сериалов были более или менее мастерски сделанные, вытащенные талантом актеров, хорошей музыкой, удачной операторской работой - и лишь этим они отличались друг от друга, потому что образы, слепленные на коленке по одной кальке, можно было без ущерба для содержания и интриги переставлять из одной картины в другую, как детальки детского конструктора. Кажется, можно было даже серии перемешивать вслепую - вот толстая преданная нянька лепит пирожки и умильно потчует ими кого ни попадя, и ты не можешь вспомнить, та ли это домработница, что вчера намывала фамильное серебро в другой ленте - с тем же толстым преданным лицом? Целая когорта возрастных актрис годами играла этих глуповатых клуш, воплощавших по замыслу сценаристов глубинную доброту и непритязательность простого народа.
Героические командармы, гениальные хирурги, дерзновенные архитекторы - никого не щадила проклятая сталинщина. И нам об этом в подробностях, по одной и той же болванке, живописали сценаристы и режиссеры, повторяя друг за другом в ноль одни и те же коллизии, слова и даже мимику героев.
Но ведь в реальности, скажете вы, так страшно и было - и ночные звонки в дверь, и доносы, и расправы, и тройки, и безумные нквдисты. Конечно, было именно так. Хотя не только ведь так, иначе кто отстроил страну после войны, создал все эти заводы и школы, фабрики и библиотеки, которые так стараются, но никак не дорушат разнообразные декомунизаторы.
И когда тебе скармливают одно и то же годами, когда в фанерную заготовку для фотографирования с дыркой вместо головы подставляют разные лица актеров с одними и теми же текстами, когда сценарии пекутся как вырезанные стаканом из теста печеньки - все превращается в пошлость. Сама трагедия народа становится ходульной агиткой, способом срубить бабла по-легкому - знай, нанимай поденщиков,которые за долю малую одних и тех же щей да пожиже/погуще вольют.
И вот, насмотревшись за десятилетия сотни этих болванок с рюшками, нажравшись их по горло и выше, мы обнаружили новую поделку. Так почему я пишу именно о ней, ведь за три дня до этого сериала закончился аналогичный?
Потому, что на этот раз, как мне кажется, в теме поставлена жирная и окончательная точка. Просто дальше двигаться некогда. Образы окарикатурены до последнего предела, подонки достигли дна, мерзавцы уныло клонировали друг друга, коллизии зажеваны до последнего предела - как чуингам, который достался после того, как его жевал десяток пацанов до тебя. Кусок безвкусной, но навязчивой резинки.
Никто не обойден и не обижен. Все работники спецслужб, партийные функционеры, даже руководители театров - калиброванные садисты, домогающиеся по очереди и разом белого итальянского тела, а за отказ - в зубы и ногой в живот. Все доносят друг на друга, завидуют, ненавидят, пекут расстрельные дела, предают и перепродают, сами служат палачами, потом лижут сапоги своих палачей…
Колхозники - исключительные рабы, напуганные до смерти, поголовно и тотально беспросветные, как вся их жизнь.
Отдельные редкие интеллигенты то и дело повторяют «эта страна» - авторы как бы шлют отдельные приветы обожаемой ими российской оппозиции. Вы когда-нибудь слышали, чтобы советские люди говорили о родине - «эта страна»? Оказывается, сплошь и рядом, по их мнению...
Редкие светлые образы представлены, в первую очередь, зэками. Точнее, зэчками. Здесь тоже все строго по откатанному шаблону - нежная и все еще наивная итальянка попадает в камеру, где ее сначала не по-детски кошмарят, подкладывают под очередного психопата и сексуального извращенца, а потом ее под свое крыло берет самая авторитетная, злобная и циничная снаружи, но справедливая и отзывчивая внутри бабеха.
В фильме присутствует также добрый, но наивный до полной незамутненности и подозрения в неполной интеллектуальной зрелости председатель колхоза, который в самый острый момент предлагает начать, ни больше ни меньше, итало-советскую войну для освобождения итальянки из тюрьмы. (Шта?!)
Ну, и, конечно, итальянцы, которые изо всех сил пытаются полюбить эту варварскую страну, но она им крутит фиги.
Итак, итальянцы, пара выморочных интеллигентов и пара зэчек, остальные примитивные в своей отвратительности упыри. Их суть показана с такой исключительной пошлостью, что закрадывается впечатление, что автор либо сознательно хочет сделать водевиль, оглупив и доведя до логического абсурда все известные штампы, либо таким образом добивается у зрителя эффекта отвращения - но уже не к садистам-нквдистам, а к их критикам. Или хочет, чтобы зрители эту развесистую клюкву воспринимали как нечто из жанра злого фэнтези с вурдалаками, гоблинами и прочими зверушками.
«Эта страна», впрочем, не единственный привет, которым, усиленно подмигивая и делая страшные гримасы в формате «мужик, ну ты понял», посылаются приветы в настоящее.
Устами итальянского посла автор заявляет, что на Россию обижаться нельзя, потому что Россия - это Пушкин и Чайковский. Короли же, мудро замечает он, приходят и уходят, а страна остается.
Никакой разработки характеров, никаких душевных метаний персонажей, какой-то запредельный в своей вульгарности жалкий водевиль. Концы с концами не сходятся, глупость лезет изо всех щелей, зато к дате и празднику в самый прайм-тайм показано. И женская солидарность - ешьте, не обляпайтесь, и плоская как галета картина сталинского беспредела.
Да, отец народов, несомненно, был тот еще вурдалак. И попытки сегодня отмыть его портрет от крови и плевков мне представляются ужасными. Плач по сильной руке, которая будет ломать вам позвоночники - это что-то из серии невероятного. Мечта о том, что Сталин придет, порядок наведет, плохих посадит, хороших наградит, цены опустит волевым решением, а врагов народа расстреляет, была бы смешной, если бы за ней не стояла реальная история миллионов винтиков в нашей общей и горячо любимой стране, которой больше нет.
На тему культа личности и горьких судеб наших сограждан написаны тысячи романов и рассказов, сняты сотни фильмов, и среди них есть настоящие шедевры литературы и искусства. И вот после всего этого разразиться поганой поделкой… Однако если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Можно поупражняться в версиях, кому, но это - тему уже другой статьи.
P.S. Какой бы сложной, трагической, а порой и подлой ни была история, скажем, Соединенных Штатов, Голливуд всегда найдет, как преподнести ее, чтобы никто в мире не усомнился - речь идет о великой державе героев и победителей, спасающей рядового Райана и едва ли не в одиночку побеждающей третий Рейх.
И если сегодня Россия и Штаты находятся в состоянии горячей информационной войны, то марсианин из одноименного фильма, спасаемый согражданами и немножко китайцами, похоже, даже не слышал ничего о том, что в принципе есть еще и российская космонавтика - авторы не упоминают о ней ни одним словом.
Российские же криейторы увлеченно опускают собственную страну, измельчая и оглупляя ее трагическую историю до состояния уже кем-то съеденной, переваренной и исторгнутой шамовки.
Нам никто не нужен, мы сами-сами-сами…
Автор Нюра Н. Берг
(с)