А ВЫ ЕЩЁ НЕ ВОРОВАЛИ ИЗ ТРЕТЬЯКОВКИ?

Sep 21, 2022 08:09

Как украсть миллион, «Святого Луку» и всё остальное.


Опять Третьяковская галерея!
Опять украли!
С выставки Новой Третьяковской галереи на Крымском Валу похитили картину «Волна» молодой художницы Екатерины Скиба.


Занятна реакция музея. В пресс-службе заявили, что выставка «Российская Премия искусств», на которой можно было увидеть «Волну», не относится к проектам Государственной третьяковской галереи. Она проходила в пространстве Союза художников РФ в Западном крыле Новой Третьяковки с 10 по 18 сентября. По информации Telegram-канала «122» организаторы выставки обнаружили пропажу еще в пятницу, 16 сентября, однако не предприняли никаких мер.
Ну-ну. А охрана? Она-то на здание одна? И кто за неё отвечает? А сигнализация?
В январе 2019 года из Третьяковки - уже из Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке - украли картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым».
Средь бела дня.


Согласно видеозаписям камер наблюдения, мужчина рассматривал картину, а потом просто снял её со стены, в зале при этом находились и другие посетители.
Тогда тоже имела место забавная реакция. В Третьяковской галерее находятся сотрудники Росгвардии. И в этом ведомстве ответственность за случившееся возложили на администрацию музея. По словам официального представителя Росгвардии, федеральная служба обеспечивает безопасность посетителей и ее сотрудники работают лишь на входах, а не на выходах. Вспомнился горе-милиционер в исполнении Тарапуньки: «Меня поставили следить за порядком - а беспорядок меня не интересует».
Картину, правда, быстро нашли.


Как-то странно морская тематика на посетителей ГТГ действует. Мне, кстати, тоже нравится. Но я не брал!
Тогда разве что ленивый не вспомнил, что ещё полувеком ранее Рязанов и Брагинский гениально предвидели, написали и срежиссировали «преступление века».
Это наш первый heist film.


Но эффектные и дерзкие музейные кражи есть и в других фильмах.
И не только в иностранных.




Есть и в наших - и даже в детских.
Берут они охотно старинные полотна!

image Click to view










А во взрослых фильмах - всё по-взрослому.


Реальная история похищения полотна Франса Халса «Евангелист Лука» не менее занятна, хотя и совершенно отоличается от киношной. А высокий градус безалаберности, проявленной всеми участниками, роднит её с событиями сегодняшними - как, увы, и с многими бывшими в истории нашей страны и будущими в ней же. Картина была украдена в 1965 году с выставки в Пушкинском музее в Москве, куда её привезли из Одессы. Сразу скажу, что она и сейчас висит в Одесском музее западного и восточного искусства. Её больше не воруют - но вот недавно крали соседнего Караваджо.
Но нас интересует кража советских времён. Совершил её в санитарный день... работник музея. Совершенно официально два года трудился в ГМИИ помощником реставратора - но ... по липовым документам. А настоящий иметь он и не мог - так как был судим за кражу личного имущества, в Суриковское училище его не брали. Якобы ради денег на покупку диплома, что посулил заказчик-коллекционер, он на кражу и пошёлЛадно, кадровики его прошляпили - но сыщики!
Два года работы реставратором и инструктаж заказчика не пошли вору - столяру-мебельщику по образованию - впрок. Картину он вырезал тупым ножом - ещё хуже, чем в приведённых выше кадрах из «Электроника». И хранил - свёрнутую трубкой и в прямом смысле за печкой. В Москве тогда было много старых домов. То, что найденное полотно восстановили, можно считать чудом.


А попался горе-вор и горе-реставратор совсем по-дурацки. От заказчика он так и ничего и не получил, ни денег, ни диплома - этот коллеционер, вполне официальный и известный, свою причастность к краже века категорически отрицал и отрицает - поэтому решил торговать сам. Не придумал ничего умнее, как пойти к магазину «Грампластинки» на тогдашнем Калининском проспекте - типа там тусят богатые буржуины. Пошёл - и сделал своё немыслимое предложение мужчине в импортном костюме. Тот оказался - как в песне Высоцкого! - совсем не буржуином, а нашим дипломатом - и по соместительсву работником КГБ.
Дальнейшее было делом техники.
С момента кражи до её раскрытия прошло пять месяцев и три недели.
А за несколько недель до кражи министр культуры Фурцева заявляла: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят».
Эхо этой фразы тоже слышно в «Стариках-разбойниках» - прокурорская секретарша, что картины кррадут на Западе, а у нас это бессмысленно - «у нас, господи, кому их продать-то!


Про «Святого Луку» тогда ничего не сообщалось - в те времена это было легко и в порядке вещей. Спустя несколько лет сняли фильм - с настоящими преступниками и настоящими иностранцами - как бы в пику  нелицеприятной реальности. Единственное совпадение - бассейн «Москва» как место встречи с клиентом.
Сама же сцена кражи в музее снята хорошо - я сейчас, само собой, не про кино как инструкцию для злоумышленников, а про мастерски переданное напряжение.


А вот этот момент рифмуется как раз с историей в Третьяковке. В конце концов именно из-за поленившейся оторваться\ отвязания вахтёрши картина была вынесена из музея. Ничего не меняется.



К моменту премьеры украденный Хальс уже был восстановлен.
Спасибо надо сказать знаменитому реставратору Степану Чуракову.

Михаил ГУРЕВИЧ

Третьяковка, кино, живопись, искусство, история, музей, детектив, культура, море, Эльдар Рязанов, Рязанов

Previous post Next post
Up