НИ СЛАВА, КУПЛЕННАЯ КРОВЬЮ

Apr 19, 2022 23:55

Выставка Василия Верещагина вТретьяковской галерее.


Выставка проходила четыре года назад. Но почему бы не вспомнить? А именно сейчас это особенно полезно.

Вот что я писал тогда.
Это ещё одна большая выставка большого художника. Очереди на Серова многим памятны, потом была юбилейная экспозиция Айвазовского. А несколькими годами раньше в этих залах я с большим интересом посмотрел Нестерова. Пустота пространства на фото пусть не смущает - журналистов позвали в выходной день. А так-то - на отсутствие зрительского потока уж точно не жалуются.

Процитирую саму Галерею.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - выдающийся русский живописец, историк, исследователь-этнограф, писатель, философ, путешественник, офицер... Цель выставки - раскрыть публике уникальную личность художника, воина и пацифиста, страстного исследователя новых для него географических ландшафтов, стран и людей, живописца, сумевшего кардинально трансформировать жанр батальной картины в изобразительном искусстве... Произведения демонстрируются сериями, посвящёнными его походам и путешествиям: Туркестанская, Балканская, Индийская серии, «Русский Север», Японская серия. Следуя такому методу экспонирования, кураторы выставки учитывают стремление самого художника сохранять целостность каждой серии и нераздельность их показа на выставках. Цикл «Трилогия казней» и «Палестинская серия» станут особыми разделами на выставке.

Вот с «Палестинской серии» и начну.


Пояснение читается? Про церковную цензуру. Когда была выставка в Вене, некий кардинал выступал против, но выставку не запретили, а кардинальский гнев только сделал рекламу. Зато у нас - вообще не выставляли. Актуальная, короче говоря, тема.
Да и всё творчество Верещагина, баталиста, но не милитариста, человека, часто получавшего упрёки - в том числе и на очень высоком уровне - в непатриотизме, одного из первых номинантов на Нобелевскую премию мира, актуально. К сожалению. Идёшь по выставке, смотришь на картины - половину можно смело иллюстрациями в новостную ленту давать. Только вошёл в верещагинский зал - на тебя первым делом смотрит «Апофеоз войны», знаменитая пирамида из черепов. Она же и на афише на здании. Но я решил, ни черепа, ни отрезанные головы не фотографировать. И вообще на военных страданиях по возможности не делать акцент - и впрямь, не новости же пишу.
А некоторые военные полотна были уничтожены самим художником. Почему - до сих пор неясно. На выставке представлены их фотографии.


Картина в левом нижнем углу - «Подавление индийского восстания англичанами» - не была уничтожена. Местонахождение этой части «Трилогии казней» долгие годы остаётся неизвестным - как и картин «Палестинской серии». Не ожидал, что в творческом наследии классика русской живописи будет столько тайн. На выставке Серова говорилось про большой портрет императорской семьи, сгинувший в 1941 году в Харькове, но в случае с Верещагиным, думаю, виноваты не фашисты. «Трилогию казней» вообще редко экспонируют, её знают гораздо меньше, чем «Апофеоз войны», Туркестанскую или Балканскую серию. «Распятие на кресте у римлян» показывают широкой публике впервые за век счетвертью - после аукционной продажи в Нью-Йорке в 1891 году. Да, многие работы живописца разехались по свету. «Казнь заговорщиков в России» пределов отечества не покидала - но сорок последних лет находилась в фондах Музея политической истории (бывший Музей революции), к нынешней выставке её отреставрировали.


С другой стороны, если сам художник много путешествовал, то логично, что и работы его путешествуют. Но жаль, что их не видят - в том числе и соотечественники автора. Не упустите момент увидеть то, что можно. Вот виды Алатау.


Индийские факиры.


Тадж-Махал.


«Балканский» зал.


Русская серия.




Серия «1812 год».


Японская серия.


Японская серия стала последней. В Японии художник был накануне Русско-японской войны - на которую тоже поехал. Василий Васильевич Верещагин погиб при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Один из русских офицеров сфотографировал взрыв корабля - эти фотографии тоже есть на выставке.
Несколько спасшихся с корабля членов команды рассказали, что в момент взрыва художник находился на капитанском мостике и, как всегда, рисовал.
В 2002 году к 160-летию Верещагина была передача по каналу «Культура». В ней выступал Валентин Ежов, один из авторов сценария «Белого солнца пустыни». И рассказал, что взорвавшийся на баркасе таможенник получил свою фамилию в честь художника.


А вот и сам живописец.


Когда Крамской умер, Верещагин написал статью его памяти.


Вообще Верещагин писал не только кистью - он автор нескольких книг и многочисленных статей.


Каталог к выставке в США.


Ещё каталоги - копенгагенский и наш.


Письмо Президента США Теодора Рузвельта - благодарит за подаренные картины.


И конверт из Белого дома.
Обратите внимание - и в письме, и на конверте имя художника начинается с W, хотя во все иных транскрипциях латиницей Василия пишут с V.
Приятно найти ошибку у Президента - пусть и через 116 лет.


Вся выставка дополнительно иллюстрирована предметами быта той или иной страны.
Особенно постарались Исторический музей и Музей Востока.


Если посмотреть с другой стороны, то эта реальная восточная колонна просто совпадает с теми, что на картинах.


Художник и сам воевал, и бывал ранен. В зале, посвящённом войне на Балканах, размещены наши знамёна, в том числе и «значок», который художник вмесе с первой женой сделали для генерала Скобелева. И там же - Георгиевский крест. Молодой Верещагин получил такой крест за оборону Самарканда. Это единственная награда, которую он носил, от прочих званий, став уже всемирно знаменитым человеком, Василий Васильевич отказывался.


Старые рамы тоже стоит разглядеть внимательнее.
И всё прочитать.




Тут взял крупнее, потому что Год Собаки.


Ещё азиатский колорит.




На этом фоне я не удержался и сделал фото из серии «Я и слон».


Этот слон, кстати, эскиз к полотну «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которое хранится в Мемориале Виктории в Калькутте. Хранится, как сообщалось, плохо - в жарком климате масляным краскам плохо. И при жизни художника его творениям непросто жилось, и сейчас.
А у выставки - второй этаж.


Там в таком «восточном дворике» истории о Верещагине и можно послушать.


И рядом с выставкой - интерактив. С юртой из Музея кочевников - и такой есть! Плюс старые географические карты, пазлы и прочие квесты.


Ещё раз процитирую себя.
На тебя смотрит «Апофеоз войны», знаменитая пирамида из черепов. Она же и на афише на здании. Но я решил, ни черепа, ни отрезанные головы не фотографировать. И вообще на военных страданиях по возможности не делать акцент - и впрямь, не новости же пишу.

Михаил ГУРЕВИЧ

Индия, Россия, Третьяковка, кино, фото, живопись, искусство, история, США, Азия, выставка, восток, #нетвойне, книги, слон

Previous post Next post
Up