«КИПЛИНГ - ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ»

Apr 21, 2021 23:56

Это изрёк нынче Самизнаетекто.


Послание Собранию я не смотрел, в новости тоже не вчитывался - а вот выжимку в родном ЖЖ пролистал.
Слова о Шер-Хане с Табаки и об их авторе зацепили.


Отмечу, что «Книга Джунглей» не в первый раз вспоминается.

image Click to view


Пепвоисточник.

image Click to view




Процитирую уважаемого мною киноведа Сергея Кудрявцева:
«Две серии фильма завершаются образами смерти, и образы эти - танец Каа и песня Акелы. Каа - воплощение абсолютного могущества, неспешного и вместе с тем неотвратимого».
Отмечу, что статья о мульфильме «Маугли» была написана до высочайших признаний.


Что ж, я тоже люблю Киплинга. И тоже с детства, А с юности - ещё больше. Когда узнал Киплинга как поэта и мыслителя, как личность.
Я даже другому президенту - который Борис Николаевич - давал на страницах газеты, где тогда работал, почитать Киплинга.
Да и до того цитировал - например, превосходное стихотврение «Газета», я его и в ЖЖ вспоминал.
Да, поначалу были сказки и приключения в манящих джунглях, потом - философский взгляд на жизнь и удивительные открытия.
Вот, допустим, Закон Джунглей. Часто думают, что это узаконенное беззаконие, форменный беспредел.
Отнюдь.
Это именно закон - разумный и чёткий.

Потому и Закон, и Джунгли - с больших букв.ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ

Джунглей Заветы вечны, нетленны, точно небесная твердь.
Счастье законопослушному Волку, доля ослушника - Смерть!

Словно лиана, обвившая дерево, взад и вперёд пробегает Закон.
В Волке едином - могущество Стаи, вкупе со стаей всесилен и он.

Тело купай ежедневно; пей вволю - не с самого дна.
Памятуй: ночь для охоты, а день предназначен для сна.

Тигра нахлебник - Шакал; ты же, Волчонок в усах,
Волки добычи не трогая, действуй за собственный страх.

Ладь с Властелинами Джунглей - Пантера ль, Медведь или Тигр,
и не смущай ни безмолвия Хати, ни Вепря семейственных игр.

Ежели Стая столкнется со Стаей на узенькой тропке лесной -
пока вожаки не столкнутся, смирно в сторонке постой.

С Волком из Стаи сражаясь, беги посторонних очей;
меньше раздоров и свары - будет и Стая целей!

Логово Волка - твердыня; нет входа в него никому,
ни заправилам Совета, ни Вожаку самому!

Логово Волка - твердыня, но ежели в стройке изъян -
Волк, по повестке Совета, меняет задуманный план.

Если разишь до полудня - криками лес не буди,
Ланей не спугивай робких: братья разят впереди!

Бей для себя, и для маток, и для голодных щенят.
Но не убий для забавы, а Человека - стократ!

Добычу взяв у слабейшего - дочиста сам не съедай.
Право убогого - жалость: шкуру и череп отдай!

Добыча Стаи - для Стаи; ты волен на месте поесть.
Смертная казнь нечестивцу, кто кроху посмеет унесть!

Добыча Волка - для Волка; над нею лишь он властелин.
Без разрешения Волка из Стаи не ест ни один.

Право Щенка-одногодка - досыта зоб набивать
добычей Стаи, а Стая не смеет ему отказать.

Право Берлоги - за Маткой: у всех однолеток своих
с туши четвёрку взимает она для прокорма щенков молодых.

Право Пещеры - Отцу; он, умом промышляя своим,
Стаи не слушает зова и только Советом судим.

За возраст, за ум и зубастую, с крепкими мышцами, пасть
в том, что Закон не предвидел, Закон - Предводителя власть.

Вот они, Джунглей Законы, запомнить обязан их Волк.
Начало ж, и корень, и сердце Закона в одном: Послушания долг.

Перевод Семёна Займовского


Вот такой он на самом деле - Закон Джунглей.
Не поспоришь.
«Железного Редьярда» часто трактуют ошибочно. «Баллада о Западе и Востоке», которую любят вспоминать и политики, и простые граждане, - она на самом деле не о фатальном разъединении, а как раз о том, что объединяет людей, именно людей. Нужно только дать себе труд прочесть балладу целиком, а не механически повторять выдернутую из неё строку.
И даже русская народная песня про мохнатого шмеля, которую чудесно исполняет друг Главного любителя Киплинга... Да, для фильма вполне подошёл укороченный вариант. Но в полном объёме «Знак цыганской тропы» - опять же и мудрее, и глубже.

Михаил ГУРЕВИЧ

власть, поэзия, закон, сказка, перечитываязаново, детство, Киплинг, джунгли, книги, мультфильм, журналистика

Previous post Next post
Up