Обещал про моду рассказать - слово держу.
Книга «Бог в деталях. Иконы стиля: от Фрэнсиса Скотта Фицджеральда до Мадонны».
Давным-давно, когда маски и перчатки ещё не вошли в моду, я был на её презентации в рамках Московской Международной книжной выставки-ярмарки. В Музее современного искусства новинку представляли издательство Corpus и Institut Francais. На встречу с московскими читателями приехали авторы чудесного альбома. Оба - французские журналисты. Это Франсуа Армане, большой знаток моды и кино, главный редактор журнала Le Nouvel Observateur, а в прошлом - газеты Libération - и Элизабет Кин, кинокритик, ведущая ежедневной программы новостей «28 минут» на телеканале ARTE.
Вообще-то книга издана в двух оформлениях с разными названиями. Второе её русское имя - «Иконы моды и стиля. От Джона Апдайка до Анджелины Джоли». А французский оригинал звучит как Le détail qui tue. Petit précis de style de Marcel Proust à Kate Moss. Надо полагать, издатели посчитали, что нашим потенциальным читателям творчество Мадонны и Джоли известнее творчества Кэйт Мосс, а стиль авторов «Гэтсби» и «Иствикских ведьм» ближе стиля создателя «Девушек в цвету». Впрочем, лучше думать об этом, листая многостраничный альбом, в котором помимо названных икон присутствуют Марлен Дитрих (она как раз на обложке «божественного» варианта), Грета Гарбо, Андре Бретон, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Патти Смит, Дайана Росс, Майлс Дэвис, Хлое Севиньи, … И ещё немало личностей, столь ярких, что их собственный стиль, а подчас даже их причуды и капризы, те самые «детали» становились стилем для миллионов, определяя модный вектор десятилетий.
Шапочка-«шлем» Софи Лорен, зашнурованное платье-«вторая кожа» Грейс Джонс, пиджаки кинокрасавцев Майкла Кейна и Кэри Гранта, носки с растянутой резинкой Уильяма Фолкнера, серьги Фриды Кало, чёрное бельё Риты Хэйворт, галстук Алена Делона, футболка Марлона Брандо, сапоги на платформе Дэвида Боуи... Белые колготки Фэй Данауэй из «Афёры Томаса Крауна» - сцену игры в шахматами из этого фильма я считаю одной из сверхэротических в мировом кинематографе - и отрадно, что авторы альбома тут со мной совпали. Легендарное маленькое чёрное платье от Givenchy, которое Одри Хепбёрн носила в фильме «Завтрак у Тиффани», балетки, которые вошли в обиход с лёгкой руки, а, вернее, ноги Брижит Бардо (вы же узнали вторую обложку?) сумки Джейн Биркин - от которых, пока книга печаталась, актриса успела откреститься... И этот список далеко не полон.
Французские авторы рассказали московской публике, как шла работа над этой энциклопедией моды. Отобрали триста-четыреста персон на придирчивое изучение, с лупой рассматривали фотографии, анализируя, например, как наклона шляпа у Фрэнка Синатры. Да, поймать рождение моды - это подвластно лишь великим фотографам с обострённой интуицией. И устанавливавшим «поистине алхимические связи» с теми, кого они снимали. Их тоже надо назвать - Робер Капа, Доминик Иссерман, Роберт Мэпплторп, Жизель Френд, Люсьен Клерг, Хельмут Ньютон, Жан-Мари Перье, Херб Риттс, Питер Линдберг, Элиотт Эрвитт… С теми, кто жив, Армане и Кин стремились пообщаться лично.
«Лента на шляпе, по‑особому завязанный пояс на тренче, майка-сетка, прозрачная блузка, вызывающая бутоньерка на пиджаке, шнуровка тенниски или каблук лодочки, - пишут авторы в предисловии. - Красота жеста таится в мелочах, которые, став фирменной меткой настоящего, с честью выдерживают испытание временем». Ну а мне хочется пожелать - или помечтать, - чтоб в не самом далёком будущем появился подобный альбом и про наших соотечественников. Чтоб в мировой моде ни одного русского следа? Не верю!
Михаил ГУРЕВИЧ