А ВЕДЬ ДЕНЬ ТЮБЕТЕЙКИ БЫЛ!

Oct 04, 2020 20:50

Позавчера.
Посему вспомню  своё тюбетеечное эссе.


Моё яркое и содержательное выступление на казахстанском TV, в котором я поделился своим видением дальнейших путей политико-экономического развития Астаны, имело глубокий общественный резонанс - в том числе и в более прикладных сферах.
Видео тут
Моя брендированная тюбетейка и в самой Астане привлекала восхищённые взоры. Представители коренного населения постоянно интересовались - откуда у меня столь великолепный головной убор? Отмечу, что во время пресс-тура разная сувенирная продукция на мне бывала надета, но именно высшая часть моего туалета порождала тотальный интерес.
И вот уже в Москве получаю заверения, что тюбетейка у меня весьма модная. В качестве подтверждения получаю иллюстрацию. Писано сто одиннадцать лет тому назад (это три года назад сказано, все сто четырнадцать уже кладём) - но всё равно красиво.


Оценив силу искусства, я всё же - люблю точность - не мог не отметить, что светская львица Мара Константиновна Олив на репинском портрете одета всё же в феску. Кисточку видите? Феска у меня тоже есть - привёз из Турции. Но она большая  и твёрдая, красная - настоящая. Ататюрк в своё время такие запретил, когда страну менял, - это называлось «шляпной революцией».


А тут - мягкая, домашняя.
В девятнадцатом веке такие фески наши люди - само собой, не крестьяне - носили.
И не только дома.
Получив роковую повестку,
Сбрил усы и пошел я туда.
Сняв с седой головы своей феску
И почтительно стоя, тогда
Князь Орлов прочитал мне бумагу...
Это Некрасов.
Кажется, я видел и картинки - но найти пока не могу.
Носили и ермолки. То же самое - но без кисточек. Думаю, в быту и фески, и ермолки утрачивали свои национальные - и турецкие, и еврейские - параметры, становясь просто удобной вещью. В русской классике можно даже найти «господина в турецкой ермолке» - с буквальной точки зрения это вообще оксюморон.
Вот, кстати известный господин в ермолке - и толковый разбор всего прочего по деталям.


Узнали?


Продолжая изучение предмета, перехожу в век следующий.
Академик Зелинский, например, всегда в ермолке.



Хоть на парадном портрете, хоть на рабочем фото.



Да, в то время лишь корифеи науки покрывали ермолкой свои учёные головы.
Вспомним  фильм «Весна».


А что же тюбетейка? А вот она, пришедшая из республик, победивших конттреволюционное басмачество, как раз стала частью одежды для самых широких масс. В фильме «Ошибка инженера Кочина» её надел даже диверсант.



Замаскироваться, гад, хотел - в Ленинской библиотеке.




Миллионер Корейко тоже не гнушался.



Но то люди нехорошие, а для всего советского народа тюбетейка символизировала дружбу народов.


И в мировом масштабе.


Демьян Бедный тоже.


Не читали?
Да и ладно.
Я сначала подумал - вот самый известный носитель тюбетейки.



Но вообще-то самый известный - вот.


В разных фильмах - разные.


Вицину тюбетейка досталась уже в другом фильме.



Ну и ещё и любимого кино.


Да, по фильмам подчас историю костюма изучаем.
Вот, например, Гюльчатай открыла личико.



Тоже - тесьма, кисточки - но всё же не феска!
Вариаций много. От ургутского калпока до татарского каляпуша. В Узбекистане, допустим, различаются шесть основных местных групп тюбетеек - ташкентская, ферганская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинско-сурхандарьинская и хорезмско-каракалпакская.



Различаются по форме, по материалу, по орнаменту. Тут тебе и «тюя-табан» (след верблюда), и «курбаканахш» (лягушка), и перцы, и розы, и кресты, и вязь, и ... Вон какие яркие бывают!



Кажется, у Корейко - см. выше - как раз нечто подобное.
Помимо музеев стран Средней Азии тюбетейки есть в Эрмитаже, в Берлинском музее этнографиии, в Музее искусств народов Востока в Москве.
А в виде части портрета - ещё больше мест.


В конце концов, даже...


Тоже, кстати, на выставке «ЭКСПО» - но двумя годами раньше и в Италии.
Татарская тюбетейка, кстати.
И стенд татарстанский.
А первый раз был ещё в 2000 году - на Сабантуе в Казани.


Ну а напоследок - ещё портрет.



Никто не знает, как называлась шапочка. которую Маргарита сшила Мастеру, но нам, творческим людям, она подходит.

Михаил ГУРЕВИЧ

Казахстан, кино, портрет, мода, тюбетейка, Италия, телевидение, Никулин, фото, искусство, Турция, история, Вицин, Астана, Булгаков, выставка, expo-2017

Previous post Next post
Up