Позавчера.
Посему вспомню своё тюбетеечное эссе.
Моё яркое и содержательное выступление на казахстанском TV, в котором я поделился своим видением дальнейших путей политико-экономического развития Астаны, имело глубокий общественный резонанс - в том числе и в более прикладных сферах.
Видео тутМоя брендированная тюбетейка и в самой Астане привлекала восхищённые взоры. Представители коренного населения постоянно интересовались - откуда у меня столь великолепный головной убор? Отмечу, что во время пресс-тура разная сувенирная продукция на мне бывала надета, но именно высшая часть моего туалета порождала тотальный интерес.
И вот уже в Москве получаю заверения, что тюбетейка у меня весьма модная. В качестве подтверждения получаю иллюстрацию. Писано сто одиннадцать лет тому назад (это три года назад сказано, все сто четырнадцать уже кладём) - но всё равно красиво.
Оценив силу искусства, я всё же - люблю точность - не мог не отметить, что светская львица Мара Константиновна Олив на репинском портрете одета всё же в феску. Кисточку видите? Феска у меня тоже есть - привёз из Турции. Но она большая и твёрдая, красная - настоящая. Ататюрк в своё время такие запретил, когда страну менял, - это называлось «шляпной революцией».
А тут - мягкая, домашняя.
В девятнадцатом веке такие фески наши люди - само собой, не крестьяне - носили.
И не только дома.
Получив роковую повестку,
Сбрил усы и пошел я туда.
Сняв с седой головы своей феску
И почтительно стоя, тогда
Князь Орлов прочитал мне бумагу...
Это Некрасов.
Кажется, я видел и картинки - но найти пока не могу.
Носили и ермолки. То же самое - но без кисточек. Думаю, в быту и фески, и ермолки утрачивали свои национальные - и турецкие, и еврейские - параметры, становясь просто удобной вещью. В русской классике можно даже найти «господина в турецкой ермолке» - с буквальной точки зрения это вообще оксюморон.
Вот, кстати известный господин в ермолке - и толковый разбор всего прочего по деталям.
Узнали?
Продолжая изучение предмета, перехожу в век следующий.
Академик Зелинский, например, всегда в ермолке.
Хоть на парадном портрете, хоть на рабочем фото.
Да, в то время лишь корифеи науки покрывали ермолкой свои учёные головы.
Вспомним фильм «Весна».
А что же тюбетейка? А вот она, пришедшая из республик, победивших конттреволюционное басмачество, как раз стала частью одежды для самых широких масс. В фильме «Ошибка инженера Кочина» её надел даже диверсант.
Замаскироваться, гад, хотел - в Ленинской библиотеке.
Миллионер Корейко тоже не гнушался.
Но то люди нехорошие, а для всего советского народа тюбетейка символизировала дружбу народов.
И в мировом масштабе.
Демьян Бедный тоже.
Не читали?
Да и ладно.
Я сначала подумал - вот самый известный носитель тюбетейки.
Но вообще-то самый известный - вот.
В разных фильмах - разные.
Вицину тюбетейка досталась уже в другом фильме.
Ну и ещё и любимого кино.
Да, по фильмам подчас историю костюма изучаем.
Вот, например, Гюльчатай открыла личико.
Тоже - тесьма, кисточки - но всё же не феска!
Вариаций много. От ургутского калпока до татарского каляпуша. В Узбекистане, допустим, различаются шесть основных местных групп тюбетеек - ташкентская, ферганская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинско-сурхандарьинская и хорезмско-каракалпакская.
Различаются по форме, по материалу, по орнаменту. Тут тебе и «тюя-табан» (след верблюда), и «курбаканахш» (лягушка), и перцы, и розы, и кресты, и вязь, и ... Вон какие яркие бывают!
Кажется, у Корейко - см. выше - как раз нечто подобное.
Помимо музеев стран Средней Азии тюбетейки есть в Эрмитаже, в Берлинском музее этнографиии, в Музее искусств народов Востока в Москве.
А в виде части портрета - ещё больше мест.
В конце концов, даже...
Тоже, кстати, на выставке «ЭКСПО» - но двумя годами раньше и в Италии.
Татарская тюбетейка, кстати.
И стенд татарстанский.
А первый раз был ещё в 2000 году - на Сабантуе в Казани.
Ну а напоследок - ещё портрет.
Никто не знает, как называлась шапочка. которую Маргарита сшила Мастеру, но нам, творческим людям, она подходит.
Михаил ГУРЕВИЧ