По сети разошлись картинки проектов «разреженной» рассадки пассажиров в салоне в «посткоронавирусную» эпоху. Специалисты авиации однозначны в своих оценках - на практике такое «социальное дистанцирование» приведёт к двум одинаково плохим сценариям.
В своём заявлении Международная Ассоциация гражданской авиации (IATA) наряду с поддержкой такой временной меры, как ношение масок на борту самолета пассажирами и членами экипажа, однозначно сообщила, что не поддерживает внедрение мер «социального дистанцирования» в полёте, выраженное в оставлении пустыми кресел между пассажирами.
Исследования IATA свидетельствуют, что риски распространения инфекции на борту самолета крайне низки. Так, отслеживание контактов одного заболевшего COVID-19 среди пассажиров рейса из Китая в Канаду не выявили ни одного инфицированного. Такое же отслеживание контактных персона рейсе из Китая в США с двенадцатью зараженными пассажирами не выявило ни одного подхватившего вирус.
IATA также провела исследование случаев на рейсах восемнадцати крупных авиакомпаний с января по март 2020 года, которое выявило всего три случая заражения коронавирусом COVID-19 (предположительно) в ходе полёта - и все они касались заражения пассажирами персонала воздушного судна.
Ещё одно исследование IATA включало отслеживание контактов 1100 пассажиров на рейсах с января по март, у которых был после полёта выявлен коронавирус. Результаты исследования не обнаружили случаев заболевания у более чем 100 тысяч окружавших их других пассажиров этих рейсов. В итоге, ни одного действительно подтвержденного случая передачи вируса от пассажира к пассажиру именно в ходе полёта в настоящий момент не выявлено, заключают в IATA.
В IATA считают, что антивирусной безопасности способствуют несколько факторов, уже органически присущих современным салонам воздушных судов:
Существующая рассадка не позволяет пассажирам тесно общаться «лицом к лицу», а спинки кресел сами по себе - хороший барьер от передачи вируса.
Воздушный поток в салоне направлен от потока к полу, и это снижает риск передачи вирусов вдоль салона, «прибивая вниз» частицы и микрокапли.
В современных самолётах используются при очистке воздуха фильтры HEPA (High Efficiency Particulate Air) которые поддерживают высокое качество циркулирующего воздуха, задерживая бактерии и крупные вирусы (к которым относится и COVID-19.
Поэтому в IATA выступили против предлагаемой практики «свободного среднего кресла» между пассажирами как меры «социального дистанцирования».
«Ношение масок пассажирами и экипажам позволяет снизить и без того низкий риск, одновременно позволяя избежать катастрофического удорожания перелётов, которое неизбежно произойдёт, если при полётах будут внедрены меры социального дистанцирования».
Это серьёзно ударит по экономике авиакомпаний, сделав возможной максимальную загрузку рейса только на 63% - что существенно ниже, чем уровень загрузки, позволяющий авиаотрасли сегодня функционировать безубыточно (77%).
Уменьшение количества продаваемых кресел приведет к взлету цен. В сравнении с 2019 годом, средние цены на авиабилеты, в зависимости от региона мира, взлетят от 43% до 54% - и это только минимальный уровень, позволяющий поддерживать хотя бы безубыточное функционирование.
В случае, если авиакомпании будут практиковать рассадку пассажиров с оставлением свободного кресла между ними, повышение средней стоимости авиабилетов в различных регионах мира будет выглядеть так:
«Авиакомпании сейчас борются за выживание. Если мы уберем средние кресла из продажи, это резко повысит цены и эпоха доступных полётов безвозвратно уйдет. С другой стороны, если авиакомпании не смогут компенсировать свои расходы за счет поднятия цен, они уйдут с рынка. Ни один из этих сценариев не является позитивным в то время, когда мир будет нуждаться в развитом авиасообщении во время восстановления экономик после пандемии COVID-19», - подчеркнули в IATA.
В IATA считают достаточным для снижения рисков заражения на борту прежде всего использование масок экипажем и пассажирами. В то же время, в ассоциации полагают, что в зависимости от ситуации, для обеспечения дополнительной безопасности могут быть использованы и такие временные меры, как:
Регулярный скрининг температуры у пассажиров, команды воздушных судов и работников аэропортов,
Процедуры посадки и высадки, минимизирующие тесные контакт пассажиров друг с другом,
Ограничение передвижения пассажиров по салону во время полета,
Более частая и тщательная уборка и дезинфекция салона самолета,
Упрощенная процедура питания на борту, предусматривающая менее тесный контакт между экипажем и пассажирами.
Если будет доказана эффективность и обеспечена доступность тестирования на антитела, внедрение (как временной меру авиабезопасности) «иммунных паспортов» на COVID-19.
В IATA, тем не менее, сомневаются, что доступные «иммунные паспорта» или вакцинирование от COVID-19 повсеместно появятся к тому моменту, когда мировой авиаиндустрии надо будет расти и восстанавливаться, поэтому предлагают ограничиться более доступными и простыми мерами.
Михаил ГУРЕВИЧ