В день рождения Харви Вайнштейна - о харассменте в советском кино.
Свой нынешний праздник великий продюсер отметит в тюрьме. Развёрнутая против него кампания беспардонной травли возмутительна, по степени омерзительности она сравнима разве что с процессом против Оскара Уайльда. Но то было в позапрошлом веке, а это же - сейчас! Насколько же должна быть извращена судебная система так называемого просвещённого мира, чтобы приговорить человека на основании голословных заявлений о якобы имевших место тридцать лет назад событиях.
Приставали? Не нравится? Заявляй сразу, а не через четверть века. Только это и называется - жить по закону. А коли согласилась, переспала и рольку получила - так сиди и помалкивай. И к правосудию уже не взывай, в сторону суда даже не смотри. Ты фактически соучастница. Хотя, если ты была в тот момент совершеннолетней, то и состава преступления нет.
А то получается, что выходящие в тираж звёздочки решили просто напомнить о себе вот таким скандальным образом.
И ещё. Если ты признаёшь, что роли получала не за актёрский талант, а за совсем другое, если тысячу лет спустя ты этого дела устыдилась, полагаешь его неправильным, считаешь, что твоему партнёру место у параши и он должен быть лишён всех наград и должностей, - тогда и ты, подельница в неправом деле, изволь-ка «Оскары» свои отдать, банковский счёт аннулировать и с виллы съехать! Марш в студенческую общагу, где тридцать лет назад неизвестная и непорочная обреталась. Начинай карьеру заново, по-честному. Вот тогда и будет реально справедливо.
Увы, я адвокатом в том суде не выступал. Я бы там ещё добавил, что все эти гендерные баталии - лишь маскировка для большого передела в киношном бизнесе. Потопили сильного игрока, империю его раздербанили. А #metoo - это так, сбоку бантик.
И вообще - что всё Вайнштейном пугают? Это они Пырьева нашего не видели. Трепещи, Голливуд, замри и ляг!
Вот как раз и хочу нынче вспомнить наши истории по этой теме - но имевшие место не в реальности, а на экране.
Само собой, было долгое - очень долгое - время, когда что-то «такое» допускалось лишь в рассказах про «их» жизнь. Вот, например, сцена из фильма-оперетты «Мистер Икс». Противный директор цирка домогается юной гимнастки - но ей на помощь приходит супергерой в маске.
Отечественные руководители о ту пору себе таких вольностей не позволяли. Было даже наоборот. Секретарша Тося после карнавальной ночи...
... прибрала товарища Огурцова к рукам - и в сиквеле «Старый знакомый», менее известном и популярном, выступает его супругой.
Потом становится интереснее - в том смысле, что начальники становятся раскрепощённее. В «Назначении» это впрямую не говорится - но чувствуется, что для уходящего начальника пользовать свою секретаршу было делом само собой разумеющимся. Она просто прилагалась к должности - как кресло в кабинете.
Зато с новым начальником секретарша повела себя смелее - и быстро и ловко его окрутила.
Играют Миронов и Купченко - получилось зеркально к «Обыкновенному чуду».
Дальше - больше. Пошли разговоры. В «Вокзале для двоих» героиня Татьяны Догилевой, дежурная по залу «Интуриста», говорит: «Я эту свою должность так добывала... вспоминать не хочется!»
Снова Рязанов, снова Догилева. «Забытая мелодия для флейты». Симпатичную медсестру, прикреплённую к Управлению свободого времени, пытается приобнять каждый тамошний руководящий работник. Много у них свободного времени. «Вы пользуетесь своим служебным положением», - пытается она устало протестовать. На что получает логичную формулировку:
«Служебное положение на то и существует, чтобы им пользоваться».
Звучала эта тема и других великих комедиографов. У Данелии в «Мимино» соблазнитель был даже наказан. Вот он - мерзкий Папишвили, склонивший к сожительству сестру главного героя.
Сцена суда гениальна.
Click to view
И у Гайдая такой персонаж есть. Подумали на товарища Саахова? Нет, не он. Студентка Нина ему не подчинённая. Конечно, он своих секретарш тоже наверняка без внимания не оставлял... но это в фильме не показано. А наш герой - кинорежиссёр Якин. Который любит «проходить сцену» со своими актрисами. Вот он - наш Вайнштейн.
И напоследок - картина «Бич Божий». Харрасмент в действии. И даже в движении. Прямо в поезде начальник заставляет свою сотрудницу раздеться. Тоже режиссирует - стриптиз. «Неужели без этого нельзя?» - вопрошает она. «Пиджак. Пояс,- командует он. - Ты всё знала».
На дворе перестройка, без «этого» в кино уже и впрямь нельзя.
Дальше много чего будет... но отслеживать уже не так интересно.
Вайнштейн такое кино финансировать не стал бы.
У него за «Влюблённого Шекспира» «Оскар».
Михаил ГУРЕВИЧ