В последнее воскресенье сентября в пространстве главного цеха «Объединения “Гжель”» состоялось образовательное мероприятие «Гжель 2.0. Вчера - сегодня - завтра».
Мероприятие впервые объединило на одной площадке представителей федеральных и районных органов власти, руководителей предприятий, дизайнеров, художников, мастеров народно-художественных промыслов, искусствоведов, экспертов в области туризма, маркетинга, брендинга и новых технологий. Участники обсудили возможности создания актуального востребованного продукта при сохранении идентичности промысла, перспективы развития территории Гжели как территории и туристической дестинации. В рамках мероприятия состоялась церемония награждения победителей конкурса «Гжель 2.0».
Участники панельной дискуссии обсудили перспективы формирования арт-кластера на территории Гжели, включая реконструкцию существующих элементов транспортной и
туристической инфраструктуры, создание новых точек питания, объектов размещения, магазинов, многофункционального музея с культурно-образовательными программами для разных сегментов аудитории, обустройство и брендирование общественных пространств, развитие событийного туризма и использование возможностей новых технологий. Все эти меры, по мнению экспертов, будут способствовать расширению знаний о промысле среди потенциальных покупателей, туристов и профессионального сообщества, укреплению имиджа Гжели как перспективного направления для туризма выходного дня и увеличению туристического потока. Эксперты сошлись во мнении, что новое дыхание Гжели невозможно без тесного сотрудничества художников, дизайнеров, мастеров НХП, создания условий для углубления образования дизайнеров в области НХП, привлечения маркетологов для упаковки и продвижения обновлённого продукта.
Одним из инструментов обновления промысла может стать конкурс для дизайнеров «Гжель 2.0», который в этом году был проведен впервые.
Победителями конкурса стали: в номинации «Студенты» - придумавшие гжелевский шрифт Дарья Братугина, София Газиянц, Елизавета Узлова, Анна Кудашова, Мия Хагуш (Институт бизнеса и дизайна); в номинации «Профессионалы» - Артём Культенко; в номинации «Артзабор» - Юлиана Лукьянова.
Финалисты получили благодарственные письма от Заместителя Министра культуры РФ Ольги Яриловой.
Директор Департамента регионального развития и приоритетных проектов Министерства культуры РФ Ольга Юркова ознакомилась с работами финалистов конкурса и отметила, что некоторые проекты являются крайне актуальными для Гжели на сегодняшний день. «Мы надеемся, что это мероприятие станет традиционным, а главное, будет толчком для дальнейших действий. Важно, чтобы принятые решения были реализованы. Гжель не может стоять в одной точке. Необходимо, сохраняя традиции, двигаться вперед», - прокомментировала она.
Всего в конкурсе приняли участие восемьдесят человек. Дизайнеры представили свой взгляд на перезагрузку гжельского промысла. Среди конкурсных проектов были не только эскизы посуды и изделий из керамики, но и другие решения в области графического, предметного и промышленного дизайна, варианты сувенирной продукции, предметы одежды и обуви, арт-объекты, трафареты, принты и паттерны для оформления архитектурных объектов разной функциональности, проекты по брендингу территории и работы в жанре медиаарт. Вот, к примеру, футболки и их авторы.
Я был в Гжели - ещё не обновлённой - почти десять лет назад. Расписал тарелку - хранится сия реликвия. В этот раз мастер-классов не устраивали - но было всё равно интересно.
Оформили цех красиво.
Тут надо всё подробно рассматривать.
С одной стороны.
И с другой стороны.
С одной стороны.
И с другой стороны.
Всё в фирменном стиле оформлено.
Кстати - Гжель изначально была абсолютно многоцветной. А знакомая нам бело-синяя марка появилась в военное время - экономила страна на всём, в том числе и на красках.
Надеюсь, обновляющаяся Гжель ещё не раз в гости позовёт - и много интересного поведает.
Пожелаем ей удачи!
Михаил ГУРЕВИЧ