ХИЧКОК И «РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ»

Aug 13, 2019 13:31

Сегодня - 120 лет со дня рождения Альфреда Хичкока. Великого кинорежиссёра - и моего любимого, если говорить об иностранных. Многие наверняка вспомнят снятые им великие фильмы - а я вспомню великий фильм, который он не снял. Хотя мог.


В 1932 году ещё молодой Хичкок обдумывал возможность экранизировать рассказ Эдит Финч «о некоей принцессе, улизнувшей с королевского двора и проведшей полмесяца, полных удовольствий и приключений, с человеком из народа». Хичкок рассказывал об этом Франсуа Трюффо тридцать лет спустя. Трюффо  выпустил книгу «Хичкок/Трюффо» /Hitchcock/Truffaut. Эта книга у меня практически настольная. И не только у меня. Многие кинематографисты считают сборник бесед одного из основоположников французской «новой волны» с высоко чтимым им «маэстро саспенса» одной из лучших книг о кино.






И вот мастер спрашивает молодого коллегу:
- Вам этот сюжет ничего не напоминает?
- Ну как же! - отвечает Трюффо, - «Римские каникулы».
- Ну так мы их так и не поставили.


Сюжет о сбежавшей принцессе получил экранное воплощение через два десятилетия после попытки Хичкока - очаровательную романтическую комедию снял Уильям Уайлер.


Как раз в то же время Эдит Финч вышла замуж за знаменитого философа Бертрана Расселла, нобелевского лауреата, пацифиста, либерала и левака, хоть и аристократа - поэтому в разговоре с Трюффо Хичкок автором рассказа называет «графиню Расселл».
Но Хичкок в «Римских каникулах» есть!
В самом конце принцесса Анна идёт знакомиться с журналистами - в нарушение протокола! - ради того, чтобы в последний раз подойти к Джо Брэдли. И первый журналист, к кому она подходит, представляется: «Хичкок, "Чикаго Дэйли Ньюс"».


Джентльмена в чёрном двубортном костюме хорошо видно и в следующих кадрах.




Вот так, надо думать, коллеги передали привет тому, кто мог бы стать режиссёром этой красивой сказки.



Возможно, кто-то удивится - как? Где Хичкок с его страхами и загадками - и где эта милая комедия? Так в том и дело, что Хичкок - художник разносторонний. Многих жанров фильмы снимал. И из родной Великобритании в Голливуд его позвали делать картину о «Титанике» - но и тут не сложилось, продюсер Дэвид Сэлзник «перебросил» его на «Ребекку». И «чистые» комедии у него тоже есть, например, «Мистер и миссис Смит». А его «пугающие» ленты не имеют ничего общего с «ужастиками», где льётся кровища и кошмар нужен ради кошмара. Его саспенсы элеганты, в его триллерах много юмора, не только «чёрного», но и «нормального» - как в великолепном фильме «К северу через северо-запад».


В этой картине, кстати, тоже можно отыскать отголосок «Римских каникул». Когда лента была уже на монтажном столе, стало известно о романе принцессы Маргарет, сестры Елизаветы Второй, с полковником Таунсендом, героем-лётчиком. С будущим фильмом совпадало многое - вплоть до разницы в возрасте. А в снятом шестью годами позже (принцесса и лётчик уже расстались) «К северу через северо-запад» есть чета по фамилии Таунсенд. Вдруг тоже неспроста.

Михаил ГУРЕВИЧ

Рим, hitchcock/truffaut, юбилей, кино, Голливуд, Хичкок, история

Previous post Next post
Up