НА-КЛИК-АЛИ

Apr 13, 2019 14:56

В связи с новыми приключениями Джулиана Ассанжа вспомню свою рецензию на фильм «Пятая власть» 2013 года.


Я помню, как позднесоветское общество привыкало, что есть ещё и четвёртая власть - помимо законодательной, исполнительной и судебной - и имя ей «пресса». Не успели оглянуться - уже и пятая подоспела. Теперь, в эпоху Интернета, каждый сам себе журналист, сам себе редактор, сам себе издатель и сам себе распространитель.
То есть, конечно, распространитель не сам себе, а всем - это главное. Раньше, совсем-совсем недавно, путь сенсации к публике был нелёгок. Типография, бумага… Телекамера, кассета… А сейчас набрал, кликнул - всего и делов.


Джулиан Ассанж использовал открывшиеся возможности по полной программе. Вот он, колесит по миру, то выступая перед единомышленниками, то скрываясь от героев своих публикаций. То не вылезает из самолётов, то ночует, где придётся. Суперагент нового времени. Только не пистолетом вооружён - ноутбук всегда в рюкзаке. Намолотил на коленке - и здравствуй, очередной мировой скандал.


Нет нужды пересказывать содержание выходящей в прокат картины - история сайта WikiLeaks и его создателя известна любому, кто за последние пять лет хоть изредка подходил к монитору. Да и не закончена эта история. Кто может поручиться, что к моменту появления на наших экранах этой ленты её главного героя не попросят из посольства Эквадора в Лондоне, где он на данный момент имеет убежище?


Ну а пока шли съёмки, Ассанж общался с исполнителем своей роли Бенедиктом Камбербэтчем именно по электронной почте. Актёра многие узнали и полюбили по бибисишному сериалу «Шерлок», где он стал современной реинкарнацией конандойлевского героя. «Я не психопат, - говорил нью-Шерлок, - я высокоактивный социопат!» Вот и Ассанж такой же - активнее некуда. И, как у мистера Холмса был доктор Ватсон, так и при Ассанже есть Даниэль Домшайт-Берг (Даниэль Брюль). Который поначалу боготворил старшего товарища - а потом взбунтовался против него, как взбунтовался Шарапов против Жеглова, для кого, как помним, «люди - мусор».


Мы впервые видим Ассанжа, когда на каком-то хакерском форуме он ругается с парнишкой из администрации - я посылал заявку, пропустите, выдайте! Получив всё, что хотел, он позже признается Даниэлю, что заявку-то послать он забыл. Взял наглостью. А опущенный парнишка через несколько лет, на другом форуме, уже будет суетиться перед «вики-гуру», сетевым борцом за правду. Или лучше сказать - разоблачителем.


Да, кого-то вывели на чистую воду справедливо. Но другие несправедливо пострадали - а то и погибли! - в результате этих разоблачений. Всё взаимосвязано в этом мире - тем более, когда он опутан «мировой паутиной», то бишь Интернетом. Каждый викиликсовский скандал чреват эффектом домино, резонирует дальше и дальше, выходя из-под контроля «создателя». Да и озабочивался он контролем? Помнил о заповеди «не навреди»? О том, как наше слово отзовётся?



И вот снова подходим мы всё к той же проблеме свободы прессы. Или - просто свободы. Свобода от - или свобода для? Свобода для помощи другим - или для своей выгоды? Свобода от догм - или свобода от совести? «Компромат», «взлом», «инсайдеры», «слив», «сливачи»… Вот такая нынче журналистика. Пресса настырно лезет в чужую жизнь, в чужую постель, в чужой карман - а спроси, у кого контрольный пакет издания, кто реальный хозяин газеты, канала, сайта - не скажут, той же свободой печати прикроются. А каким бы ни был одиночкой тот же Ассанж - и у него были партнёры и спонсоры.

И продолжается по новой. Вопросы по-прежнему актуальны. Всё ли следует переносить на страницы, хоть бумажные, хоть электронные? И не становится ли полная свобода слова реально опасной для тех, кто её защищает? В фильме высокие чины из госдепа, кажется, США пытаются расхлебать заваренную «викиликсами» кашу - и мрачно иронизируют: за что боролись - на то и напоролись.


«Теперь ничего нельзя будет скрыть!» - радуется Даниэль, ещё в первоначальном азарте разоблачительства. «Старший брат смотрит на тебя»,- парирует его подружка, служащая в фильме носителем человеческого начала. В отличие от Оруэлла другой мрачный пророк в картине не назван - но тень Кафки отчётливо видна, например, в видениях Даниэля. Огромный, бесконечный зал, где за каждым столом сидит Ассанж с компьютером. Так экранизировали «Процесс». Или это не видения, а некая параллельная реальность - которая из виртуальной становится реальной…


Ассанж в своём дипломатическом укрытии наверняка не скучает - что он там придумывает?

Я давно журналист - и давно занимают меня вопросы, как рождаются новости и сенсации, слухи сплетни, как они потом циркулируют. И как от них во всех смыслах укрыться. Не нужно быть фантастом, чтобы предположить, как в очень недалёком будущем «информацию» - пусть даже правильную и нужную - нам будут буквально закачивать в мозг. Или облучать ею… Так что впору будет бороться не только за право получать информацию, но и за право быть от неё свободным.

Михаил ГУРЕВИЧ

власть, Интернет, Шерлок Холмс, кино, закон, политика, Голливуд, Оруэлл, безопасность, журналистика

Previous post Next post
Up