Аккаунты в социальных сетях станут объектами интеллектуальной собственности.
На конференции Global IP Exchange, которая завершилась в Берлине, эксперты пришли к выводу, что в социальных сетях хранится огромный массив нематериальных активов, которые в будущем могут быть коммерциализированы.
В рамках круглого стола «New types of intangible assets and their relation to intellectual property», организованного Ассоциацией IPChain и Фондом «Сколково», эксперты сошлись во мнении, что нематериальные активы и потенциально новые категории объектов интеллектуальной собственности сегодня есть у всех, кто пользуется социальными сетями. Как отметил в своём выступлении патентный поверенный и адвокат по вопросам интеллектуальной собственности Мэтью М. Йоспин, «к нематериальным активам из соцсетей относятся подписчики, влияние, посты, лайки, локации, где пользователи проводят время, информация о том, как много они его проводят, где оставляют просмотры, как интенсивно что-то лайкают или добавляют в избранное. Все эти активы могут быть монетизированы. Мы все знакомы с Facebook, Twitter и LinkedIn. Всем известно, что в этих соцсетях уже реализованы определенные бизнес-механизмы для монетизации».
Представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере Интернета (интернет-омбудсмен) и руководитель компании Radius Group Дмитрий Мариничев отметил, что фокус в создании объектов интеллектуальной собственности направлен на то, «что мы видим, чувствуем и ощущаем, но мы никогда ещё не задумывались о том, что регистрировать нужно права на смыслы. Мы уверены, что нужно лицензировать конечный продукт, однако в соцсетях у каждого пользователя сегодня лежат огромные категории данных и ресурсов».
Модератор круглого стола, директор Центра юридических технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин поддержал позицию, отметив, что «в цифровом мире ценностью становятся цифровые данные, которые в будущем должны быть причислены к объектам интеллектуальной собственности. Обеспечив это, мы получим огромный рынок, тот самый «голубой океан» с высоким потенциалом коммерциализации. Но это будет невозможно, если не обеспечить эффективный «транспорт», благодаря которому участники этого рынка станут общаться друг с другом. Только с помощью инновационных технологий, новейших сервисов и платформ это будет осуществимо».
По мнению Исполнительного директора Ассоциации IPChain Григория Туринцева, мир интеллектуальной собственности переживает глубинные изменения, и перед сообществом стоит выбор: действовать или ждать. «Удивительно, почему мы упорно не хотим следовать по пути развития, подхватывать тренды и идти на опережение. Через несколько лет мы так или иначе все будем вынуждены играть по новым правилам, и поэтому наш выбор - действовать сейчас.Проанализировав мировой рынок, мы разработали универсальную бизнес-модель архитектуры рынка интеллектуальной собственности, которая охватывает все слои - государство, бизнес и общество. В основе этой бизнес-модели децентрализованный распределенный реестр интеллектуальной собственности IPChain - инфраструктура и инструментарий для того, чтобы интеллектуальная собственность и нематериальные активы могли стать реальными деньгами».
Михаил ГУРЕВИЧ