«КРИК» ЕДЕТ В ТРЕТЬЯКОВКУ

Feb 19, 2019 09:02

15 апреля в Третьяковской галерее откроется выставка Эдварда Мунка.
Творчество выдающегося норвежского экспрессиониста впервые будет представлено в России в столь полном объёме.
Безусловно, самым ожидаемым экспонатом для поклонников норвежского художника станет «Крик» - и на выставке будет показан один из вариантов знаменитой картины.


В состав выставки войдут около семидесяти живописных и тридцати графических работ, фотографии и мемориальные предметы преимущественно из музея Мунка в Осло, а также из ГМИИ имени Пушкина.


«Крик», который будет проэкспонирован в Москве, - как раз хранится в Музее Мунка.
Художник написал четыре варианта полотна.


История гласит, что однажды вечером он прогуливался вместе с друзьями и неожиданно для себя остановился, поражённый невероятными, «кроваво-красными» красками вечернего неба. Друзья ушли уже далеко, а Мунк всё стоял, «дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Потрясённый красками уходящего солнца, он будет вспоминать этот вечер не раз и выражать своё потрясение в живописи и рисунке. Мунк долго не мог найти главного персонажа для своей картины, который бы максимально точно передал ужас от охватившего его волнения. На примере более ранних работ (например, «Отчаяние») можно наблюдать, как художник пытается найти своего героя. Но сначала выходило более реалистично, чем задумывал художник. Смотрящий в сторону мужчина в шляпе, явно погружённый в безрадостные мысли, всё-таки был недостаточен для того, чтобы передать волнение и ужас.


Художник искал более выразительный символ.
Удачно пойманный образ, это скрюченное от страха существо, будет встречаться в работах Мунка не раз. С тех самых пор зрители вновь и вновь недоумевают, задаются вопросом, кто или что изображено на этой картине. Версий много. Самой интересной может показаться история о том, как однажды в Париже на Всемирной выставке Мунк увидел перуанскую мумию! Впечатлительный художник с богатым воображением не мог пройти мимо этой «находки».
Парижская выставка демонстрировала, в первую очередь, чудеса техники, новинки и открытия в области электричества и инженерии. Знаменитая Эйфелева башня стала главным её украшением и символом. Как в друг в одном из павильонов, посвящённом Латинской Америке, Мунк увидел мумию. Сложно представить сейчас, какие чувства испытал он тогда. Какой диссонанс, абсурда, быть может, в этот момент художник также испытал ужас, ужас от открывавшейся перед его взором картины столкновения и гибели цивилизаций, предчувствие неминуемой катастрофы.


А ещё на формирование мировоззрения и образного мышления норвежского гения большое влияние оказали романы Достоевского - и поэтому тема «Мунк и Достоевский» станет содержанием одного из разделов выставки.




Выставка Эдварда Мунка продолжит в Третьяковской галерее серию показов европейских художников, чье творчество оказало влияние на русскую культуру, служило ориентиром для отечественных мастеров: можно вспомнить выставки «Уистлер и Россия» (2006), «Пит Мондриан. Путь к абстракции» (2013), «Джорджо де Кирико» (2017). Такие проекты позволяют увидеть новые контекстные сопоставления европейского и русского искусства.

Михаил ГУРЕВИЧ

Третьяковка, живопись, искусство, Норвегия, анонс, музей, выставка, творчество

Previous post Next post
Up