Как украсть миллион, «Святого Луку» и всё остальное.
Настроение начала недели задала Третьяковская галерея.
Разве что ленивый не вспомнил, что ещё сорок восемь лет назад Рязанов и Брагинский гениально предвидели, написали и срежиссировали «преступление века».
Это наш первый heist film.
Но эффектные и дерзкие музейные кражи есть и в других фильмах.
И не только в иностранных.
Есть и в наших - и даже в детских.
Click to view
А во взрослых фильмах - всё по-взрослому.
Реальная история похищения полотна Франса Халса «Евангелист Лука» не менее занятна, хотя и совершенно отоличается от киношной. А высокий градус безалаберности, проявленной всеми участниками, роднит её с событиями сегодняшними - как, увы, и с многими бывшими в истории нашей страны и будущими в ней же. Картина была украдена в 1965 году с выставки в Пушкинском музее в Москве, куда её привезли из Одессы. Сразу скажу, что она и сейчас висит в Одесском музее западного и восточного искусства. Её больше не воруют - но вот недавно крали соседнего Караваджо.
Но нас интересует кража советских времён. Совершил её в санитарный день... работник музея. Совершенно официально два года трудился в ГМИИ помощником реставратора - но ... по липовым документам. А настоящий иметь он и не мог - так как был судим за кражу личного имущества, в Суриковское училище его не брали. Якобы ради денег на покупку диплома, что посулил заказчик-коллекционер, он на кражу и пошёлЛадно, кадровики его прошляпили - но сыщики!
Два года работы реставратором и инструктаж заказчика не пошли вору - столяру-мебельщику по образованию - впрок. Картину он вырезал тупым ножом - ещё хуже, чем в приведённых выше кадрах из «Электроника». И хранил - свёрнутую трубкой и в прямом смысле за печкой. В Москве тогда было много старых домов. То, что найденное полотно восстановили, можно считать чудом.
А попался горе-вор и горе-реставратор совсем по-дурацки. От заказчика он так и ничего и не получил, ни денег, ни диплома - этот коллеционер, вполне официальный и известный, свою причастность к краже века категорически отрицал и отрицает - поэтому решил торговать сам. Не придумал ничего умнее, как пойти к магазину «Грампластинки» на тогдашнем Калининском проспекте - типа там тусят богатые буржуины. Пошёл - и сделал своё немыслимое предложение мужчине в импортном костюме. Тот оказался - как в песне Высоцкого! - совсем не буржуином, а нашим дипломатом - и по соместительсву работником КГБ.
Дальнейшее было делом техники.
С момента кражи до её раскрытия прошло пять месяцев и три недели.
А за несколько недель до кражи министр культуры Фурцева заявляла: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят».
Эхо этой фразы тоже слышно в «Стариках-разбойниках» - прокурорская секретарша, что картины кррадут на Западе, а у нас это бессмысленно - «у нас, господи, кому их продать-то!
Про «Святого Луку» тогда ничего не сообщалось - в те времена это было легко и в порядке вещей. Спустя несколько лет сняли фильм - с настоящими преступниками и настоящими иностранцами - как бы в пику нелицеприятной реальности. Единственное совпадение - бассейн «Москва» как место встречи с клиентом.
Сама же сцена кражи в музее снята хорошо - я сейчас, само собой, не про кино как инструкцию для злоумышленников, а про мастерски переданное напряжение.
А вот этот момент рифмуется как раз с историей в Третьяковке. В конце концов именно из-за поленившейся оторваться\ отвязания вахтёрши картина была вынесена из музея. Ничего не меняется.
К моменту премьеры украденный Хальс уже был восстановлен.
Спасибо надо сказать знаменитому реставратору Степану Чуракову.
Михаил ГУРЕВИЧ