7 марта исполнилось 140 лет со дня рождения Бориса Кустодиева. В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» сейчас развёрнута крупная юбилейная экспозиция его работ. На выставке «Венец земного цвета» представлено шестьдесят пять полотен из тринадцати российских музеев и частных коллекций.
Недавно открытый комплекс весьма внушителен.
Приехали на открытие.
Перед вернисажем была экскурсия, познакомились с историей места.
Комплекс большой, этажей и выставок много. К примеру, ещё несколько дней будет работать выставка Пабло Пикассо «Художник и книга» (совместный проект с ГМИИ имени Пушкина). А в окно виден монастырь.
Первый крупный автопортрет Кустодиева.
Художник родился в Масленицу - и любил Масленицу. И рисовал её. И выставку открыли в Масленицу.
Вот она - Масленица!
И другие праздники любил.
И рисовал.
Как зимние, так и летние.
Если на большинстве посвящённых праздникам полотен изображены как бы обобщённые места, то «Ярмарка в Кинешме» писана с натуры и весьма документальна. Впервые выставлялась в 1917 году - а потом почти сто лет не экспонировалась. В частном собрании находится.
Эта часть выставки называется «Русские "Венеры"». Знаменитые кустодиевские купчихи. И не только купчихи. Фактурные, привлекательные дамы.
И не только купчихи.
Но это уже раздел «Дворянское гнездо».
Особый раздел выставки - «Юлик. Портрет жены».
«Я переживаю теперь саму лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю, и что меня любят...»
Жемчужиной экспозиции стала сенсационная находка - «Портрет М.И. Ершевой, в замужестве Тарлецкой», известный как «Портрет госпожи Т.». Эта работа мастера более века считалась утраченной и будет впервые представлена публике с 1913 года. Тоже - в частном у собрании у кого-то. А у кого? И, кстати, на выставке ещё такие же находки есть. Даже удивило, что у кого-то такие собрания дома по стенам висят - и вот никто не знает... и никто их не трогает... Эти счастливчики предпочли сохранить инкогнито, музейные работники так и не раскрыли их имён - сколько я ни спрашивал. А вот узнать бы... Поехать бы в гости... потолковать... по душам. Глядишь - ещё много интересного найдётся.
Хотя вот с такой красотой я бы лично не захотел расстаться - очень мне эта барышня нравится.
Да, купцы - это отдельная тема.
Серьёзные граждане экономику делали.
Натюрморт-аллегория - наливное яблоко на сторублёвке.
А эта картина - тоже аллегория? Или уже ностальгия? Ведь написана она в голодном 1918 году.
Короче говоря, не в деньгах счастье... а в том, чтобы была возможность их потратить.
На выставке - не только живописные полотна Кустодиева, но и вот такие малые формы.
Узнаёте гоголевских персонажей?
А это крестьянка мужа-пьяницу вразумляет.
Для масленичного колорита в оформлении экспозиции участвуют самовары.
Не мог отказать себе в удовольствии запечатлеться на фоне трактирщика, булочника и торговки овощами.
Я считаю, что, если уж смотреть на зиму, на иней - то только на картинах Кустодиева.
В рамках выставочного проекта «Венец земного цвета» проходят круглые столы, лекторий, образовательные и экскурсионные программы, в том числе для детей, в которых запланировано участие известных искусствоведов и деятелей культуры. Специально к выставке подготовлен спектакль «Островские чтения. Женитьба Бальзаминова». В постановке задействованы ведущие актеры Московского Губернского театра Сергей Вершинин, заслуженная актриса РФ, лауреат премии Кумир Галина Бокашевская и Губернаторский оркестр под управлением Сергея Пащенко. Спектакль будет сыгран всего два раза за время работы экспозиции.
А сама выставка - до 22 апреля.
Михаил ГУРЕВИЧ