Московский Дом кино снова зачем-то хотят сделать доступным для широкой публики.
Об этом на заседании комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям сообщил первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов.
«Очень символично, что в Год кино мы открываем для всех москвичей Дом кино, расположенный на улице Васильевской, 13. С 2016 года мы заводим билетное хозяйство и приглашаем всех горожан, которые интересуются кино», - сказал Иванов. По его словам, раньше Дом кино был «клубным» учреждением, а «сейчас он будет открыт для всех. У нас есть довольно сильное оборудование, и мы будем заниматься прокатом фильмов. Также мы организуем серию открытых для всех желающих мероприятий».
Не могу не вспомнить, что подобные попытки сделать профессиональный клуб кинематографистов открытым «для всех» уже имели место. В 2002 году затяжной конфликт Никиты Михалкова и Юлия Гусмана завершился уходом последнего с поста директора ЦДК, который тот занимал четырнадцать лет. Свято место пусто не бывает - и на это место Михалков назначил другого теле-шоу-мэна - Игоря Угольникова, ранее на подобной оргработе не замеченного. Он тоже решил распахнуть двери. Стал предоставлять домкиношную сцену для выступлений своих коллег по эстрадной юмористике. И режим работы обычного кинотеатра тоже ввёл. Дом кино, десятилетиями работавший по клубному графику - только вечерние мероприятия, - теперь получил и утренние сеансы, и даже ночные. На которых, кстати, предлагалась импортная порнушка типа «Киски с двумя головами».
Все эти «новации», мягко говоря, не нашли отклика в сердцах членов Союза кинематографистов, плативших членские взносы именно за то, чтобы в их профессиональный дом-клуб не приходили «широкие зрительские массы». Для зрителя они работают к кинотеатрах. А тут - их личное пространство. Живописец не обязан устраивать выставки у себя в квартире, а музыкант - давать концерты у себя в гостиной.
«Пропал дом!» - вслед за булгаковским профессором сказали все, и завсегдатаи, и обслуживающий персонал, совершенно не желавший обслуживать ночные сеансы.
К счастью, вся эта история закончилась довольно быстро. Ни утренние, ни дневные, ни ночные сеансы востребованы не были. В эпоху высокотехнологичных мультиплексов камерный Дом кино не пришёлся ко двору. И попкорн, слава богу, продавать не начали. Да и Угольников, ко всеобщей радости, руководящее кресло вскоре покинул. Даже Михалков заметил, что его выдвиженцу следует поучиться общаться с людьми не в хамской манере.
И вот - новая попытка.
Зачем? Приобщать народ к «десятой музе»? В Доме кино периодически случаются фестивали «для всех» - типа «Московской премьеры». И на обычные домкиношные показы киноманы и члены киноклубов вполне могут попасть.
Но делать постоянный кинотеатр... За прошедшие с того фиаско тринадцать лет мультиплексы шагнули вперёд, в 3, 4 и так далее D - а ЦДК не изменился. Техника там, кстати, не самая сильная - уж не побоюсь открыть глаза господину Иванову. Если какая непридвиденность по ходу сеанса случится - домкиношные старожилы роптать не будут. Им, консерваторам, у себя дома всё равно комфортно. А вот за заплатившего за билет зрителя с улицы - не поручусь.
Михаил ГУРЕВИЧ