В Коломенском, в подклете Дворца царя Алексея Михайловича открылась выставка «Чудо старинного самовара».
На выставке представлены самовары и другие «водогрейные» сосуды, инструменты для выделки самоваров и рекламная продукция самоварных фабрик, утварь для сервировки чайного стола, чайные и кондитерские упаковки и другие предметы конца XVIII - начала XX века из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника и коллекции Дмитрия Николаевича Рогова. Многообразие экспонируемых вещей - всего 310 предметов - знакомит с типологией «водогрейных сосудов», разнообразием форм и красотой убранства самоваров, с особенностями декора, которые были характерны для центров самоварного производства в Российской империи, а также дает представление о том, как делали и продавали самовары, какие предметы окружали самовар на чайном столе и были обязательной частью русского чаепития.
Старинный - написано в названии - а сколько же лет самовару? Четверть тысячелетия - точно есть. Родиной первых русских самоваров был Урал. В середине XVIII века их производство началось на Суксунском заводе, а во второй половине XVIII века открылись первые самоварные фабрики в Москве и Туле. В 1820-1830-х годах появляются фабрики в других российских губерниях - от Санкт-Петербурга и Варшавы до Углича и Киржача.
Самовар был не только частью сервировки чайного стола, но и важной частью оформления интерьера, и поэтому воспринимался как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства. В комплект к нему обязательно прилагались труба, поднос и полоскательные чашки (полоскательницы). К серебряным и мельхиоровым самоварам изысканных форм полагались металлические сервизы, составлявшие с ним единый ансамбль. Стоили самовары дорого - как, кстати, и сейчас - поэтому до середины XIX века их обладателями были люди состоятельные.
В эпоху классицизма самоварам придавали формы, напоминающие амфоры или античные урны. Наиболее популярной была форма античного сосуда-кратера, позаимствованная у фарфоровых ваз, выпускавшихся Императорским фарфоровым заводом. Декорировались такие самовары очень скупо. Во второй половине XIX - начале XX века стали изготавливать самовары самых разных форм: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «жёлудь», «дуля» и др. Поверхность дорогих самоваров декорировалась - расчеканивалась гранями, «ложками», «колонками», «медальонами», «овалами», а некоторые фрагменты корпуса украшались ручной или механической гравировкой, накладными бордюрами из рельефных листьев цветов и раковин. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском или «византийском» стиле, в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлениях историзма.
На выставочном параде пузатых экспонатов буквально глаза разбегаются.
Вот многовёдерный гигант - он, как и подобает царю всех самоваров, расположился в центре зала. А вот «самовар-эгоист» - всего два-три стакана вмещает, из такого однолично пьют. У его коллеги пообъёммнее название «тет-а-тет».
Крулые и вытянутые, гладкие и узорчатые, походные и пафосные. Есть даже в форме паровоза. А для самых любознательных организаторы предоставили возможность самостоятельно разобраться в устройстве самовара, изучив его конструкцию и составные части.
Выставка продлится до 15 ноября.
Михаил ГУРЕВИЧ