Малый Накас - полон сказок и загадок

Oct 08, 2022 01:29

Расскажу я сегодня про Накас. Ещё году в 2013-2014 я услышал про него. Что это высшая точка Оребуржья, и особо то больше информации нигде не было. Частично мы, конечно, пытались к нему подобраться, но несколько не сильно упёртых попыток не увенчались успехом. Потом слышал много разговоров о том, что туда "соваться бесполезно", "туда только на подготовленных УАЗиках", "Там нет дороги, только направление" и всяком таком. И даже когда мы ездили по Тюльганскому району в рамках краеведческой экспедиции Оренэксп, мы туда не попали. Даже при наличии УАЗиков в достаточном количестве. Прошёл дождь, и нам объяснили, что это только в другой раз. Летом была мысть всё же рвануть туда, да не нашлось особо единомышленников. Ну, причины всё те же. А вот осень почему то нашептала сама эту мысль, и я всё же решил рискнуть. Не было, конечно, цели добраться до вершины (это же не возможно!!!), но хотя бы подобраться поближе к магическому месту!

Самой ближней дорогой от дома оказалась дорога от Ташлы. Со спутника она видится прямой линией, не предвещающей никаких сложностей. Решил по ней и ехать, заодно и посмотреть новые для меня места. Не люблю я обратно возвращаться по той же дороге, и обратный путь планировал по другой дороге.

Первые километры действительно особых сложностей не представляли. Представляя себе весь дальнейший путь таким же, не напрягало погулять по лесу, сквозь который проходит дорога.

Поискать грибы, но их особо то и не было. Были обнаружены весьма фотогеничные старые вешенки, и что-то ещё загадочное.

Лес весьма разнообразный, встречается даже лиственница.

Лиственница прекрасна, но всегда вызывает недоумение, как же её снять то! Варианты иногда находятся.

Например, в виде паттерна )

Отыскался даже небольшое рукотворный пруд. Ну и кроме того, достаточное количество охотничьих заимок. Мне они не интересны, как и сами охотники,  поэтому я это добро не снимал.

Вскоре дорога стала то убегать резко вверх, то уползать вниз... Стало понятно, что мы взбираемся на хребет. Поперёк оврагов и возвышенностей, по местами почти промытой дороге частично из скользкого чернозёма. Оно понятно, во-первых, это ведь лес. А во-вторых, сейчас осень. Стало очень напряжно ехать, и я для себя решил, что при первой серьёзной сложности нужно уже возвращаться назад. Вот с парочкой почти таких трудностей столкнулся, но преодолел. Понимаю, что по этой дороге обратно ехать уже не хочется - во второй раз может уже не повезти. А кругом разнообразные следы животных, от чего становится жутковато.

Уже вечерело, и мысль о возможной ночёвке в диком лесу не очень-то радовала.

И всё же через 9,5 км сложного пути мы упёрлись в участок сильно размытой дороги в овраге. Плохенький объезд всё же был, но это был "билет в один конец". То есть, если бы дальше возникли непреодолимые сложности в пути, обратно вернуться уже бы не вышло. Слишком крутой и скользкий был бы подъём по этому объезду через овраг. Таким образом, мы не доехали до реки Купля. А так хотелось на неё посмотреть! Увы, пришлось возвращаться обратно, и что больше всего не радовало - по той же самоё дороге. То, что удалось проскочить с большим трудом, предстояло преодолеть ещё раз. Из леса получилось выбраться до наступления темноты, и предстоял ещё долгий путь домой.

Отогревшись дома чаем, сел за компьютер, искать следы других путешественников. И нашёл! Оказалось, не один я не смог проехать до цели. И нашлись люди earthwatching, которые осмелились пройти большую часть пешком. Вместе с тем, я помнил о ещё одной дороге, через Алмалу. По всей вероятности, это наиболее проходимая дорога. Поэтому, решили попытать счастья ещё раз. Проливной дождь на весь день отложил нашу поездку на день.
И вот, начинаем наш новый путь от села Алмала.

Я на карте увидел памятник- решили заехать, всё равно по пути.

По факту каких-то особенных дубов мы всё же не встретили, за то встретили вот такие (могу спутать осины с тополем) деревья с необычной круглой кроной и голым стволом.

Немного красоты, оставим её для лосей.

А также клён широколистный меня в этом году очень порадовал.

Надо сказать, что дорога получилась не лучше тем от Ташлы. Радовало только отсутствие постоянных спусков- подъёмов. Машину по грязи кидает влево-вправо, грязь кидает через крышу и лобовое, но потихоньку всё же движемся... Местные сказали, что не пройдёте даже до Высокой поляны. Но я решил всё же попробовать, с разумным риском. Кстати, такое романтичное название "Высокая поляна" сгенерировало в моей голове такое красивое представление этого урочища, что это стало чуть ли не главной целью поездки. Сразу представлялась дивной красоты поляна с красивыми видами с высоты! Но до неё ещё прилично. И то не факт)

Вдоль пути течёт речка, Урман-Ташла. Как мы знаем, что в переводе с Башкирского, Урман-  означает лес, лесной. А Ташла- каменистый, по другим данным "душа Аллаха". Жутковато было идти посмотреть не неё- повсюду в высокой траве косульи и кабаньи лёжки. Неизвестно когда и кто на тебя выскочить может.

Совсем не глубокая.

Невозможно удержаться от соблазна сделать фото на память. Навряд ли когда-то тут ещё буду...

Магия воды! И осенней свежести!

Через какое-то время, мы достигли Высокой поляны. И тогда поняли, что она никакая не высокая. Даже наоборот, находится в низине. С чем связано такое многообещающее название- осталось тайной.

Дальше ехать оказалось некуда- лишь только слабенькая дорожка к вершине угадывалась в траве и манила к себе...Решили ехать докуда получится, а там опять же никогда не поздно развернуться и уехать восвояси.

С погодой опять-таки не понятно. Да и дело к вечеру снова подходит - дни нынче короткие. Однако, через час выматыющей езды по бездорожью мы оказались на заветной высоте в 667 метров! Радости не было предела! Я на такое даже не расчитывал!

Вершина оборудована триангулятором, памятными табличками и флагом Оренбуржья.

На дереве имеются таблички, говорящие о двух визитах джипперов на майские праздники. Ну, у нас получается, свой автопробег, осенний)

Вершина, как и весь хребет покрыта лесной растительностью, и даже попытка залезть на триангулятор не даёт возможности снять что-либо вокруг, кроме деревьев. И это ведь, совсем не гора, а слегка выпуклое плато. Тут точно нужен квадрокоптер!

После того как пофоткались, нужно было срочно (как неожиданно оказалось) возвращаться обратно. Скоро стемнеет! Как выяснилось, есть ещё одна дорога, судя по карте, более короткая. Но я о ней наслышан, что там даже УАЗики не проходят. Решили не испытывать судьбу, и возвращаться той же дорогой. На фото как раз альтернатива. На хорошем её участке)

На половине пути всё же решили остановиться на ужин. Да и отдохнуть, пройти- размяться.

Вот примерно так вершина и выглядит.

Осень творит чудеса, и покрывает лес разноцветными слоями

Весь день небо было затянуто, и лишь к вечеру появился намёк на отблески солнышка

Игра света, цвета и полутонов.

Как оказалось, обратный путь было более сложный - дорогу успели без нас хорошо размесить. Но и на этот раз всё прошло удачно. В итоге в сумерках въезжаем в село Алмала, из которого и выехали.

Несколько картинок сельской жизни

Как-то так. По итогу- авантюрная конечно затея была. Но манящая и привлекательная. И она оставила массу приятных впечатлений. Это не тысячник в копилку, и не пешком. Но всё же - теперь вершина покорена, и цель достигнута)