Оренбургская детская железная дорога - моими глазами. Двадцать лет спустя.

Feb 08, 2016 02:38



Сегодня я покажу вам репортаж, который я отснял уже довольно давно, 18 августа 2011 года. Данные материалы уже, наверное, можно считать историческими. Снимал я на свой старенький Canon 350D, снимков будет довольно много. По сути, пост по большей части документальный, так сказать для того, чтобы увековечить историю.

Детская железная дорога мне далеко не чужая. Я там проходил обучение в своё время, и мне было все очень интересно. Особенно по тем временам, когда не было интернета и прочего, освоить подростку почти все железнодорожные профессии от стрелочника до помощника машиниста было чем-то неземным. Поэтому, мой рассказ будет дополнен некоторыми воспоминаниями.

Оренбургская детская железная дорога была построена в год рождения моих родителей (кстати сказать, мой папа тоже на этой же дороге прошел свой первый путь железнодорожника) в 1953 году. Строительство началось 18 мая и ударными темпами было завершено за 68 дней. Первые пять лет работы дорога работала на паровозной тяге, поэтому инфраструктура железной дороги была оборудована поворотными треугольниками (паровоз имел кабину только с одной стороны, и чтобы его развернуть применялся треугольник из железнодорожных путей и стрелок) и колонками с водой. Позже их демонтировали за ненадобностью. В 1958 году весь подвижной состав был заменен полностью, на дороге начали трудиться тепловозы ТУ2-008 и ТУ2-083, а в 1986 году  к ним добавился тепловоз ТУ2-086. Таким образом, на момент мой там работы, в работе было одновременно два состава "Пионерия" и "Орленок", состоящие из вагонов ПВ-51 и (предположительно) польских PAFAWAG. По однопутной железной дороге с конечных станций составы двигались навстречу друг другу, а станции были оборудованы разъездами, на которых поезда разъезжались и двигались дальше, каждый в своем направлении. Третий локомотив служил резервным на случай отказа одного из рабочих.  Для обеспечения безопасности движения поездов железная дорога была оборудована стрелками с замками, системой путевой сигнализации и блокировки. В смутные 90-е дорога незаметно лишилась одного из составов (Пионерия) , и одного тепловоза ТУ2-083, судьба которых неизвестна. Видимо, не было средств на содержание состава, и он подвергся "каннибализации".

Узкоколейная железная дорога имеет протяженность 5,62 км и располагает четырьмя станциями: Комсомольская, Пионерская, Дубки и Кировская. Железная дорога связывает центр города с детскими лагерями, расположенными в пойме реки Урал. Дорога проложена вдоль русла реки, и в периоды больших паводков частично подвергается затоплению.

В октябре 2013 года на дорогу поступил новый тепловоз ТУ10-021 с новыми вагонами ВП-750, по некоторым дорога ожидает второй новый тепловоз - ТУ10-028.
Касательно старичков ТУ2, из них до недавнего времени основным рабочим локомотивом был ТУ2-086, а  "восьмерка" стояла в резерве. По рассказам ребят, эксплуатирующих дорогу в последнее время она частенько подводила, несколько раз загоралась в пути.

2. И вот, после истечения двух десятков лет, я снова на детской дороге. Уже в качестве взрослого пассажира. Такой момент оказался для меня довольно волнительным, и я постарался все запечатлеть, как мог. Главная станция Комсомольская, поезд подан и готов к посадке пассажиров.


3.Некоторые снимки у меня остались только в JPEG, как , например, этот. Поэтому, такой "ядреный") Заглянул в кабину локомотива. Почти все, как и прежде.


4.А вот мы и в вагоне. Стоп-кран, сколько лет, сколько зим


5.Надо сказать, вагоны за это время внутри подверглись значительным изменениям. Даже сложно вспомнить, что именно изменилось. Вентиляционные решетки точно другие были, также заменены окна. Скорее всего, из соображений безопасности, раньше были опускные стекла, которые убрали отовсюду.


6.Схемы лагерей, расписание, актуальные на тот момент


7.Главный инициатор нашей поездки на поезде - моя дочь. Когда мы ездили через мост, показывали ей поезда. Мама мне в детстве тоже показывала, из окна автобуса. Вот она, преемственность. Дочери настолько любопытно было поехать на поезде, что она вскоре начала требовать поездку.
Сидения, обшитые рейкой, раньше были лакированы, текстура дерева была сохранена. А теперь закрашены краской. На сидениях есть шильдики с номерами мест, когда-то в билетах были указаны места. Сейчас народа в вагоне мало, и посадка осуществляется на свободные места.


8.На одной из станций, не имеющей путевого развития


9.Маленький пассажир


10.Сцепка вагонов, забавные гирьки. На буферы то ли листы металла наварили, то ли наклеили резину для мягкости хода.


11.Фонари в верхней части вагона при ремонтах демонтированы за ненадобностью. Поезд следует только в светлое время суток.
Также отсутствуют площадки между вагонами, если я не ошибаюсь, раньше можно было пройти из вагона в вагон.


12.Девочки в форме, работают. Когда-то и я вот так с флажком провожал поезд. Если не ошибаюсь, эта должность называется дежурный по станции.


13. Конечные станции имеют объездные пути для маневровых работ. Тепловоз отцепляют от состава и по объездному пути перегоняют в другой конец состава, и поезд едет обратно.


14.Стрелочник ведет работы по подготовке пути. В мои времена стрелки были оборудованы замками, к которым были большие ключи, которые по окончанию маневровых работ сдавались на станцию. Стрелочник, дежурный по станции - это работа "на суше", как мы тогда называли. У нас не особо это жаловали, большинство ребят хотели работать в поезде. А мне, наоборот, на станции нравилось, кроме своей работы много чего видеть еще приходилось. Даже работа стрелочника подразумевала огромную ответственность, и соответственно, важность. Одно на станции было плохо, если были комары, от них было возможности спастись: они были буквально везде! Больше всего мне понравилось работать "на земле" начальником станции. В распоряжении был большой пульт, на котором был нарисован путь, стрелки, семафоры. Загорались лампочки, этим всем надо было управлять. Тогда я познакомился с невиданным для меня эбонитовым черным телефоном, без диска набора номера, но с рукояткой, которую нужно было крутить. После чего нужно было дождаться звонка телефона, и можно было поднять трубку и начать разговор. Такая связь была между станциями. Какой-то регламент подразумевал связь с соседней станцией, для того, чтобы убедиться, что перегон свободен, прежде чем выпустить на него поезд. Жаль, у меня тогда не было времени чтобы всё это заснять.

На части перрона внизу сохранена оригинальная плитка.


15.Маневровые работы.


16.


17.Такими антивандальными станциями из железа теперь оборудована дорога. Платформа раньше была из дерева, как и изящные станции. На главной станции Комсомольская из громкоговорителя вещала музыка.


18.
Вот старая фотография элегантной станции из дерева. С душой строили, но эти станции безвозвратно исчезли. Некоторые заветшали и обвалились, но большинство было сожжено вандалами.


19. Кое-где еще остались деревянные шпалы


20.


21.Состав приписан к Южно-Уральской железной дороге. Уцелел фонарь на вагоне, хоть и закрашен


22.Состав на станции Кировская


23.Переехал, сейчас будут цеплять


24.


25.


26.Работы по сцепке с составом. В наше время на дороге было минимум взрослых, все и так были довольно дисциплинированны.


27.В кабине прибор с белой шкалой-скоростемер. По сути, он показывает приборную скорость и является механическим самописцем, "рисующим" на бумажной ленте скорость движения. Не вижу на фото заправленной ленты, возможно, самописец теперь электронный. Мы немного "хулиганили" в свое время: утром мы пригоняли локомотив со станции "Пионерская", где он ночевал. И без поезда, мы могли покататься "с ветерком". Хотя, конечно было нельзя. Поэтому, мы потом на ленте рисовали в буквальном смысле "правильный" график.

Большой "штурвал" в левой части кабины - это ручной тормоз. Чуть ближе - контроллер , управляющий мощностью силовой установки. И около окна - тормозной кран. В тепловозе их два: свой №254 (локомотивный) и поездной №394. Отличия этих кранов в том, что первый управляет тормозами только локомотива, а второй - тормозами всего поезда. Для филигранного управления поездом нужно было в совершенстве пользоваться обоими, чтобы поезд двигался без рывков. Но так как скорость движения состава редко превышает 25 км/ч, и состав легкий, в основном достаточно было действий краном локомотивного тормоза.


28.Станция стилизована под поезд. Эти станции были построены сравнительно недавно.


29.


30.Техника безопасности


31.Начали движение. Поезд в детство...


32.Почти пустой вагон


33.Тамбур


34.


35.Случайно удалось снять покойного ныне Геннадия Николаевича Сорокина, бодро запрыгивающего в поезд. Более 30 лет жизни он посвятил работе на Оренбургской детской железной дороге. Будучи ее начальником, внес большой вклад в ее развитие. Перед уходом на пенсию осенью 2011 года работал инструктором.


36.


37.Железобетонные шпалы, в 2011 году были полностью заменены пути.


38.На одной из станции я немного поговорил со старшим инструктором детской железной дороги Виктором Афанасьевичем Бояркиным. Он обучал в свое время и меня. Вот, заснял, наставника. Но большее время моим инструктором была Тырина Лариса Георгиевна (если не ошибаюсь). Дорога работает только в период летних каникул, а в остальное время дети изучают инструкции , устройство железной дороги.


39.Фото меня на память в вагоне, жаль, что у меня нет фото тех времен...


40.Километровый пикетный столбик. Между ними отличия в том, что пикетные ставят через 100 метров.


41.Два локомотива: основной, и в тупике резервный


42.


43.


44. ТУ2-008


45.


46.Стрелки с ручным приводом заменили на более современные, с электроприводом.


47.Поезд готов к следующему рейсу


48.Ещё один взгляд в кабину


49.Вот такая получилась экскурсия


50.Работяга 086


51.Такой день, как говорится. Почитать более подробно о истории и строительстве дороги можно у моего френда djadjka . Уважаемый Игорь Вильямович постарался наиболее подробно рассказать о жемчужине нашего края, собрав много исторических фактов и фотографий. Первый пост, второй, третий, и четвертый.
Также добавлю ссылки на пост 2006 года моего френда zhzhitel , и более поздний пост о железной дороге с новым пожвижным составом от podmoskva
Желаю железной дороге долгой и счастливой жизни.


Оренбург, Железная дорога, Обо мне

Previous post Next post
Up