История Оскара Барнака, Эрнста Лейтца и многих других.

Dec 07, 2014 20:34

Пожалуй самый известный фото-бренд в мире.


[Spoiler (click to open)]
Истории известны сразу два человека по имени Карл Кельнер.(Carl Kellner )
Первый был сумасшедшим австрийцем, чрезмерно увлекшимся оккультизмом и алхимией. Поговаривают , что он умер после испытания свежеприготовленного эликсира бессмертия…эх…настояться бы дал немного…
Второй был юношей оптиком, ботаном по сути ( ну хоть тут не барыга ), когда открыл «Институт оптики»("Optisches Institut") в 1849 году. Спустя пару лет он создал научный труд и окуляр для микроскопов с правильной перспективой и почти без искажений. Позже он продолжил работы над развитием микроскопов. Но в 1855 году внезапно умер и всеми делами начала руководить его жена, кстати тогда в «институте» насчитывалось около 12 работяг.
Спустя год она выходит замуж за Фридриха Бетле ( Friedrich Belthle ) и тот принимает руководство институтом. Дела идут неплохо и он нанимает Эрнста Лейтца ( Ernst Leitz ), весьма толкового в оптических делах паренька. В 1869 году Фридрих умирает и Эрнст выкупает всю компанию и переименовывает ее в Ernst Leitz GmbH.
Дела шли очень хорошо и к 1887 году компания выпустила 10000 микроскопов, а работников было уже 120. И так шло еще 23 года… Компания росла и начала заниматься не только микроскопами, но и биноклями, кинопроекторами и очками. В 1910 году Эрнст умирает и в права руководителя вступает его сын Эрнст Лейтц Второй ( имена кончились ).


В это время ( в 1879 году ) в глухой деревушке под Берлином рождается и растет любознательный пацан по имени Оскар Барнак (Oskar Barnack). Паренек с детства испытывал страсть к искусству , но после переезда в Берлин и окончания школы был отправлен родителями в механическую мастерскую Юлиуса Лампе (Julius Lampe ). Ему это так понравилось, что было за уши не оттащить. После мастерской Оскар, как это водится у нормальных людей, начал путешествовать по миру, уму разуму набираться и добрался до Йены. Там, в 1905 году он устроился работать в Карл Цейс ( Carl Zeiss ) ( и тут они…). Тогда, как говорил сам Оскар, ему было крайне трудно гонять с огромными пластиночными фотоаппаратами, потому что он был астматиком и его мечтой была миниатюрная камера, которую везде можно взять с собой. В Цейсе он много возился с кинопроекторами и кинокамерами, как однажды в голову взбрело, а не использовать ли эту маленькую пленку в фотоаппарате… На тот момент уже были идеи на этот счет во Франции и Америке, но интернета тогда не было и вряд ли Оскар знал о таких задумках.


Работая в Цейсе Оскар познакомился с Эмилеме Мешо, который на тот момент работал там же и который спустя некоторое время ушел работать в Лейтц. Он то и рассказал Оскару о совершенствовании кинопленки и скорее всего шепнул Эрнсту Лейтцу Второму о пропадающем в Цейсе таланте.
В Цейсе восприняли энтузиазм Оскара скептически и по совету своего друга он ушел от них. Плюс ко всему в 1910 году Оскара уложил в постель очередной приступ астмы. А когда он вышел на работу, узнал неприятную новость. Его не включили в план медицинского страхования. Для человека, страдающего хроническим заболеванием, это был серьезный удар. Вдобавок Оскар не получил обещанный отпуск. Изобретатель уволился, тем более подоспело интересное предложение от Эрнста Лейтца Второго в городе Ветцларе, который согласился представить жилье, медицинскую страховку и достойную оплату.


Итак, в 1910 году Оскар Барнак начинает работать в творческой атмосфере, открытой для новых идей компании Эрнста Лейтца Второго в качестве начальника исследовательского отдела кинематографической съемки. Спустя 2 года он показывает свое первое изобретение - экспонометр. В то время было крайне трудно определить выдержку и чувствительность пленки и по этому очень часто были то пересветы, то недосветы, и приходилось переснимать, а пленка дорогая - нужно было что-то придумывать. И Оскар придумал! UR-Leica.


Экспонометр работал отлично, правда из него вылезала пленка с фотками и Оскару в голову пришла мысль сделать из экспонометра фотоаппарат.
В то время Американцы и Французы перешли от идей к реализации и произвели несколько камер с использованием 35-миллиметровой пленки, но широкого распространения они не получили, тех или иных было произведено около 1000 штук, фотографы неохотно восприняли такую маленькую пленку. Не серьезно! Сказали они…


В 1913 году Оскар представляет свой первый вариант фотокамеры в двух экземплярах - первой пользуется сам, а вторую в качестве пробы взял с собой сам Эрнст.
И только все шло к триумфу, как началась война и о планах выпуска новой камеры пришлось забыть аж на 10 лет. Все эти годы Оскар улучшал свою разработку и произвел полторы сотни опытных образцов, после того, как он показал свой последний прототип своему начальству, компания выпустила 25 экземпляров для практической проверки идей Барнака, позже их назовут « нулевая серия» .




Первая мировая война 1914-1918 и прочая политическая хрень не способствовали процветанию бизнеса. В 1923 г производство микроскопов резко снизилось, и фирма Лейтц оказалась под угрозой разорения. Остро требовалась новая продукция, способная спасти производство. Такую возможность предпринимателям предоставил бурно развивавшийся мир фотографии с его уже в ту пору активно снимавшими сотнями тысяч фотолюбителей. Хотя камера Барнака уже существовала с 1913 г., консультанты Лейтца категорически не рекомендовали начинать её производство. Заседание началось в 9 часов утра, на нём присутствовал и Барнак. Он был очень тихим человеком, не борцом, и безмолвно сидел в комнате. Дискуссия бурлила три с половиной часа, преимущественно в негативных тонах. Судьба камеры была в руках одного человека, и Эрнст Лейтц сказал: “Уже половина первого, пора заканчивать. Я решаю пойти на риск”, я полагаю, что на самом деле он сказал - Ребята, время ланча! Кто хочет пончиков? А камере быть! ...
[Здесь в 1924 году Эрнстем Лейтцем Вторым было принято решение начать производить идею Оскара Барнака - Лейку]


В 1925 году Лейка была представлена на Лейпцигской ярмарке. Сначала к новому фотоаппарату отнеслись скептически: всех смущал скромный вид и удивительно легкий вес - всего 425 грамм.


Людям было невдомек, что на такую крошку можно снимать няшек как из пулемета да и с хорошим качеством. Лейки продавались очень слабо: в 1925 году около 850 камер, в следующем - 1550.
Оскар Барнак не унывал. Не для того он ждал 10 лет, чтобы при отсутствии ажиотажа бросить любимое детище. До самой смерти в 1936 году изобретатель всячески совершенствовал фотокамеру, которая с каждым годом находила все больше новых сторонников. Всего при жизни изобретатель разработал 15 моделей фотокамер.


Однако прогресс не буксовал. Фотографическое качество киноплёнки постоянно и быстро росло. Мельчало зерно, росла чувствительность. Постепенно фотографы стали к ней приглядываться и привыкать. И очень скоро она вошла в обиход фотографии.
Существует легенда возникновения общепринятого сегодня формата плёнки. Якобы Барнак взял кинопленку с перфорацией, и, развернув руки в плечах, насчитал ровно 36 кадров. Смотав ее, он получил первую в мире катушку фотографической пленки, которая впоследствии стала «начинкой» для одной из первых 35мм камер с размером кадра 24х36мм. Так родился известный всем стандарт фотоплёнки. Я в эти все легенды не верю, скорее всего, просто физически в маленькой камере больше расположить было невозможно.
В 1923 году компания Leica произвела 25 прототипов, легших в основу знаменитой камеры Leica А - первого в истории коммерчески успешного фотоаппарата, работавшего с 35-миллиметровой пленкой.
Первые 25 фотоаппаратов назывались "нулевой серией". Насколько известно, на сегодняшний день в мире осталось лишь 12 из них. Аппарат был куплен анонимно на аукционе в галерее Вестлихт в Вене.
Стартовая цена на аукционе составляла 300 тысяч евро, и эксперты полагали, что во время торгов она в лучшем случае удвоится. Однако к концу торгов цена достигла 1,8 млн евро.


Первой Лейки было произведено 90000 штук, все они отличаются объективами, материалами, некоторыми механическими изменениями, само собой у коллекционеров больше ценятся самые ранние версии, но если удастся найти не самую раннюю , то не стоит расстраиваться…
В 1930 году выходит в свет Leica II призванная закрепить успех первой серии. Изменения в конструкции приводят к изменению внешнего облика камеры и она становится той самой , которую там рьяно и удачно начали копировать «советы» спустя пару лет.


Дальше история компании протекает не так интересно. К 1940 году Лейка захватывает сердца людей своей миниатюрностью. Конкуренты в лице Кодак и Карл Цейс выпускают свои, весьма неплохие камеры и наступают на пятки. Советы безжалостно копируют и не палятся. Инженеры Лейки должны были идти в ногу со временем и третья серия получила более крепкий корпус для тяжелых объективов производства Цейс ( ну куда без них то ).


Само собой ВМВ внесла коррективы в работу компании и прогресс в целом. Однако Лейка быстро оправилась от войны и начала производить камеры серии М (Mesucher -дальномер ) . Самыми успешными стоит считать м6 и м7 , а м3 стала иконой компании на последующие 50 лет.




Эрнсту Лейтцу принадлежала идея дарить фотоаппараты с юбилейными номерами известным людям. Лейку под № 750 000 получил Анри-Карьте Брессон, президенту США Эйзенхауэру досталась 980 000, а королева Елизавета II вместо номера попросила выгравировать свои инициалы.


Современная Лейка это 37,5 мегапикселей, объективы от самой Лейки и Цейса и стоимость под 2 миллиона рублей.




Лейка определила фотографические взгляды многих поколений фотографов, достигнув кульминации в искусстве Анри Картье-Брессона. Не возьми Эрнст Лейтц, отличавшийся, видимо, даром предвидения, на работу (случайно?) застенчивого, но очень одарённого астматика Оскара Барнака, фотографический мир был бы намного беднее.

carl zeiss, История, leica

Previous post Next post
Up