История Оскара Барнака, Эрнста Лейтца и многих других.
Dec 07, 2014 20:34
Пожалуй самый известный фото-бренд в мире.
[Spoiler (click to open)] Истории известны сразу два человека по имени Карл Кельнер.(Carl Kellner ) Первый был сумасшедшим австрийцем, чрезмерно увлекшимся оккультизмом и алхимией. Поговаривают , что он умер после испытания свежеприготовленного эликсира бессмертия…эх…настояться бы дал немного… Второй был юношей оптиком, ботаном по сути ( ну хоть тут не барыга ), когда открыл «Институт оптики»("Optisches Institut") в 1849 году. Спустя пару лет он создал научный труд и окуляр для микроскопов с правильной перспективой и почти без искажений. Позже он продолжил работы над развитием микроскопов. Но в 1855 году внезапно умер и всеми делами начала руководить его жена, кстати тогда в «институте» насчитывалось около 12 работяг. Спустя год она выходит замуж за Фридриха Бетле ( Friedrich Belthle ) и тот принимает руководство институтом. Дела идут неплохо и он нанимает Эрнста Лейтца ( Ernst Leitz ), весьма толкового в оптических делах паренька. В 1869 году Фридрих умирает и Эрнст выкупает всю компанию и переименовывает ее в Ernst Leitz GmbH. Дела шли очень хорошо и к 1887 году компания выпустила 10000 микроскопов, а работников было уже 120. И так шло еще 23 года… Компания росла и начала заниматься не только микроскопами, но и биноклями, кинопроекторами и очками. В 1910 году Эрнст умирает и в права руководителя вступает его сын Эрнст Лейтц Второй ( имена кончились ).
В это время ( в 1879 году ) в глухой деревушке под Берлином рождается и растет любознательный пацан по имени Оскар Барнак (Oskar Barnack). Паренек с детства испытывал страсть к искусству , но после переезда в Берлин и окончания школы был отправлен родителями в механическую мастерскую Юлиуса Лампе (Julius Lampe ). Ему это так понравилось, что было за уши не оттащить. После мастерской Оскар, как это водится у нормальных людей, начал путешествовать по миру, уму разуму набираться и добрался до Йены. Там, в 1905 году он устроился работать в Карл Цейс ( Carl Zeiss ) ( и тут они…). Тогда, как говорил сам Оскар, ему было крайне трудно гонять с огромными пластиночными фотоаппаратами, потому что он был астматиком и его мечтой была миниатюрная камера, которую везде можно взять с собой. В Цейсе он много возился с кинопроекторами и кинокамерами, как однажды в голову взбрело, а не использовать ли эту маленькую пленку в фотоаппарате… На тот момент уже были идеи на этот счет во Франции и Америке, но интернета тогда не было и вряд ли Оскар знал о таких задумках.
Работая в Цейсе Оскар познакомился с Эмилеме Мешо, который на тот момент работал там же и который спустя некоторое время ушел работать в Лейтц. Он то и рассказал Оскару о совершенствовании кинопленки и скорее всего шепнул Эрнсту Лейтцу Второму о пропадающем в Цейсе таланте. В Цейсе восприняли энтузиазм Оскара скептически и по совету своего друга он ушел от них. Плюс ко всему в 1910 году Оскара уложил в постель очередной приступ астмы. А когда он вышел на работу, узнал неприятную новость. Его не включили в план медицинского страхования. Для человека, страдающего хроническим заболеванием, это был серьезный удар. Вдобавок Оскар не получил обещанный отпуск. Изобретатель уволился, тем более подоспело интересное предложение от Эрнста Лейтца Второго в городе Ветцларе, который согласился представить жилье, медицинскую страховку и достойную оплату.
Итак, в 1910 году Оскар Барнак начинает работать в творческой атмосфере, открытой для новых идей компании Эрнста Лейтца Второго в качестве начальника исследовательского отдела кинематографической съемки. Спустя 2 года он показывает свое первое изобретение - экспонометр. В то время было крайне трудно определить выдержку и чувствительность пленки и по этому очень часто были то пересветы, то недосветы, и приходилось переснимать, а пленка дорогая - нужно было что-то придумывать. И Оскар придумал! UR-Leica.
Экспонометр работал отлично, правда из него вылезала пленка с фотками и Оскару в голову пришла мысль сделать из экспонометра фотоаппарат. В то время Американцы и Французы перешли от идей к реализации и произвели несколько камер с использованием 35-миллиметровой пленки, но широкого распространения они не получили, тех или иных было произведено около 1000 штук, фотографы неохотно восприняли такую маленькую пленку. Не серьезно! Сказали они…
В 1913 году Оскар представляет свой первый вариант фотокамеры в двух экземплярах - первой пользуется сам, а вторую в качестве пробы взял с собой сам Эрнст. И только все шло к триумфу, как началась война и о планах выпуска новой камеры пришлось забыть аж на 10 лет. Все эти годы Оскар улучшал свою разработку и произвел полторы сотни опытных образцов, после того, как он показал свой последний прототип своему начальству, компания выпустила 25 экземпляров для практической проверки идей Барнака, позже их назовут « нулевая серия» .
Первая мировая война 1914-1918 и прочая политическая хрень не способствовали процветанию бизнеса. В 1923 г производство микроскопов резко снизилось, и фирма Лейтц оказалась под угрозой разорения. Остро требовалась новая продукция, способная спасти производство. Такую возможность предпринимателям предоставил бурно развивавшийся мир фотографии с его уже в ту пору активно снимавшими сотнями тысяч фотолюбителей. Хотя камера Барнака уже существовала с 1913 г., консультанты Лейтца категорически не рекомендовали начинать её производство. Заседание началось в 9 часов утра, на нём присутствовал и Барнак. Он был очень тихим человеком, не борцом, и безмолвно сидел в комнате. Дискуссия бурлила три с половиной часа, преимущественно в негативных тонах. Судьба камеры была в руках одного человека, и Эрнст Лейтц сказал: “Уже половина первого, пора заканчивать. Я решаю пойти на риск”, я полагаю, что на самом деле он сказал - Ребята, время ланча! Кто хочет пончиков? А камере быть! ... [Здесь в 1924 году Эрнстем Лейтцем Вторым было принято решение начать производить идею Оскара Барнака - Лейку]
В 1925 году Лейка была представлена на Лейпцигской ярмарке. Сначала к новому фотоаппарату отнеслись скептически: всех смущал скромный вид и удивительно легкий вес - всего 425 грамм.
Людям было невдомек, что на такую крошку можно снимать няшек как из пулемета да и с хорошим качеством. Лейки продавались очень слабо: в 1925 году около 850 камер, в следующем - 1550. Оскар Барнак не унывал. Не для того он ждал 10 лет, чтобы при отсутствии ажиотажа бросить любимое детище. До самой смерти в 1936 году изобретатель всячески совершенствовал фотокамеру, которая с каждым годом находила все больше новых сторонников. Всего при жизни изобретатель разработал 15 моделей фотокамер.
Однако прогресс не буксовал. Фотографическое качество киноплёнки постоянно и быстро росло. Мельчало зерно, росла чувствительность. Постепенно фотографы стали к ней приглядываться и привыкать. И очень скоро она вошла в обиход фотографии. Существует легенда возникновения общепринятого сегодня формата плёнки. Якобы Барнак взял кинопленку с перфорацией, и, развернув руки в плечах, насчитал ровно 36 кадров. Смотав ее, он получил первую в мире катушку фотографической пленки, которая впоследствии стала «начинкой» для одной из первых 35мм камер с размером кадра 24х36мм. Так родился известный всем стандарт фотоплёнки. Я в эти все легенды не верю, скорее всего, просто физически в маленькой камере больше расположить было невозможно. В 1923 году компания Leica произвела 25 прототипов, легших в основу знаменитой камеры Leica А - первого в истории коммерчески успешного фотоаппарата, работавшего с 35-миллиметровой пленкой. Первые 25 фотоаппаратов назывались "нулевой серией". Насколько известно, на сегодняшний день в мире осталось лишь 12 из них. Аппарат был куплен анонимно на аукционе в галерее Вестлихт в Вене. Стартовая цена на аукционе составляла 300 тысяч евро, и эксперты полагали, что во время торгов она в лучшем случае удвоится. Однако к концу торгов цена достигла 1,8 млн евро.
Первой Лейки было произведено 90000 штук, все они отличаются объективами, материалами, некоторыми механическими изменениями, само собой у коллекционеров больше ценятся самые ранние версии, но если удастся найти не самую раннюю , то не стоит расстраиваться… В 1930 году выходит в свет Leica II призванная закрепить успех первой серии. Изменения в конструкции приводят к изменению внешнего облика камеры и она становится той самой , которую там рьяно и удачно начали копировать «советы» спустя пару лет.
Дальше история компании протекает не так интересно. К 1940 году Лейка захватывает сердца людей своей миниатюрностью. Конкуренты в лице Кодак и Карл Цейс выпускают свои, весьма неплохие камеры и наступают на пятки. Советы безжалостно копируют и не палятся. Инженеры Лейки должны были идти в ногу со временем и третья серия получила более крепкий корпус для тяжелых объективов производства Цейс ( ну куда без них то ).
Само собой ВМВ внесла коррективы в работу компании и прогресс в целом. Однако Лейка быстро оправилась от войны и начала производить камеры серии М (Mesucher -дальномер ) . Самыми успешными стоит считать м6 и м7 , а м3 стала иконой компании на последующие 50 лет.
Эрнсту Лейтцу принадлежала идея дарить фотоаппараты с юбилейными номерами известным людям. Лейку под № 750 000 получил Анри-Карьте Брессон, президенту США Эйзенхауэру досталась 980 000, а королева Елизавета II вместо номера попросила выгравировать свои инициалы.
Современная Лейка это 37,5 мегапикселей, объективы от самой Лейки и Цейса и стоимость под 2 миллиона рублей.
Лейка определила фотографические взгляды многих поколений фотографов, достигнув кульминации в искусстве Анри Картье-Брессона. Не возьми Эрнст Лейтц, отличавшийся, видимо, даром предвидения, на работу (случайно?) застенчивого, но очень одарённого астматика Оскара Барнака, фотографический мир был бы намного беднее.