Самая ожидаемая премьера сезона - фильм Федора Бондарчука «Сталинград» - в первую же неделю проката побил рекорды кассовых сборов. Фильм, на съемки которого было потрачено 5 лет, активно рекламировался в СМИ, частотными анонсами на главных каналах страны поселив мысль о жизненной необходимости похода в кино, а модный сегодня формат 3D и IMAX 3D обязан был привлечь молодую аудиторию к тяжелой военной тематике. Люди, идущие в кинотеатры за «хлебом и зрелищем», вооружаются стереоскопическими очками, прихватив с собой стратегический запас попкорна и, затаившись в темноте кинозала, ждут, когда же их начнут удивлять…
«Сталинград» - один из первых отечественных фильмов, который с филигранной и даже физиологической точностью передает военные действия Великой Отечественной Войны. Фильм, события которого разворачиваются в далеком 1942 году, начинен спецэффектами, как лучшая фашистская граната, и взрывается в момент ревем динамиков. Визуальная картинка как будто осыпана пеплом и пылью подорванных сооружений - происходящее на экране искусственно затемнено кобальтовым фильтром для создания настроения упадка, чтобы можно было прочувствовать близость смерти. Благодаря современным технологиям зритель сможет рассмотреть все прожилки в турбине падающего самолета, каждую ворсинку на солдатской шинели, рвущейся из-за попавшей в нее пули, и даже щетину у капитана группы разведчиков Громова (Петр Федоров), которую он потирает ладонью, измазанной во фронтовой грязи.
Сюжет: оборона дома - последней точки на подступах к городу. Однако, если зритель рассчитывал на детальные съемки сцен насилия, убийств и кровопролития в формате 3D, лучше отдать предпочтение голливудскому боевичку. В «Сталинграде» Бондарчука есть всего несколько сцен боев, и то режиссер показывает смерть очень интеллигентно - с уважением к умирающему. Очень многое, что можно было бы со смаком препарировать в объективе, было показано только зарисовками: кинокамера отворачивается от сцен страданий, жалея чутких зрителей, и обращает свое внимание на внутренний мир героев.
Тема ВОВ, казалось бы, уже показана со всех ракурсов, да и зритель все чаще предпочитает комедии военным фильмам. СМИ были просто оккупированы новостями о премьерных показах фильма «Сталинград», информационная атака была проведена столь поступательно, потому у людей, привыкших к сопротивлению, сложилось впечатление, что картина - очередной блокбастер с пустым содержанием, режиссер которого якобы тщетно пытается превзойти славу оскароносного отца. Однако «Сталинград» Федора Бондарчука - кино совсем иного ранга: это фильм о вечном, человечном, о войне без смысла, о тонкости линий жизни и шаткости линий фронта.
«Сталинград» получился очень символичным, мы понимаем это с первых же минут фильма, когда сотрудники МЧС борются за жизни немецких туристов, заваленных в результате землетрясения. Мы привыкли, что в фильмах про войну всегда есть четкое разделение на «плохих» и «хороших» персонажей, так называемых «наших» и «не наших». Федор Бондарчук сразу же уничтожает это разделение, выделяя единственно ценную для режиссера человеческую жизнь. Магистральная тема, проходящая через весь фильм сквозным выстрелом боевой пули, - ценность человеческой жизни, будь то русского, немецкого или человека любой другой национальности.
Враг также выведен очень символично: немецкий офицер Питер Кан (Томас Кречманн), осуществляющий штурм дома, влюбляется в русскую девушку Машу (Яна Студилина), которую за связь с фашистом в оккупированном немцами доме презирают русские обитатели. Так знаково и столь печально, что Маша, не нашедшая спасения среди своих, в итоге была убита советским солдатом, как и капитан Канн, пытающийся спасти ее - русскую, ставшую единственным смыслом жизни для него. В очередной раз режиссер подчеркивает: не имеет значения, на чьей ты стороне, ибо смерть - конечная точка в любой истории - равняет всех.
Федор Бондарчук решил уйти от внешней канвы действительности интересным режиссерским приемом: фильм состоит из нескольких смысловых слоев за счет расхождения происходящего в кадре и закадрового голоса самого Бондарчука. Когда как в кадре девушка Катя (Мария Смольникова) ходит по руинам домов и набирает во фляги воду, голос автора рассказывает нам, как подростком ей пришлось голыми руками выкапывать могилы своим погибшим матери и отцу. С помощью этого приема были рассказаны судьбы главных героев «Сталинграда». Таким образом режиссер вступает со зрителей в сакральный разговор, делая наблюдателя - создателем! Зритель должен сам додумать и вывести главное, зритель становится ключевым участником творческого процесса, ибо его задача - заставить душу откликнуться. В этом случае лучшим выразительным средством становится воображение зрителя: именно мы с вами создаем видеоряд под слова автора из наших воспоминаний, мыслей, представлений. Так художественная значимость фильма «Сталинград» находится в прямой зависимости не от работы режиссера или актеров, а от полноты души самых зрителей.
Вообще такое кино надо смотреть на голодный желудок, как если бы Вы готовились к причастию, чтобы картины людских страданий скорее проникали в сердце и, словно капли на зеркальной глади души, расходились волнами сострадания по всему телу.
Если же ни рассказанные тяжелые судьбы главных героев, ни нарочито затянутая сцена огненного жертвоприношения матери и ребенка богам войны, ни страдания главного врага не смогут найти отклик в душе зрителя - это проблема черствой души, не готовой по завещанию классика трудиться.