Конференция «Авторитейл в России» 2015: вторичный рынок в моде

Dec 16, 2015 23:23



Эйнштейн как-то сказал: «Самая большая глупость - это делать то же самое и надеяться на другой результат». Эта цитата хорошо подходит в качестве вывода, который я сделал после конференции «Авторитейл в России» (организатор Adam Smith conferences), которая прошла 24 ноября 2015 года в Москве.


Этот международный форум является знаковым для рынка. Здесь встречаются все основные игроки автобизнеса, обсуждаются актуальные тренды, проблемы, предлагаются решения.

Главный тренд
Главным трендом стал всеобщий интерес к вторичному рынку, я бы даже сказал, ажиотаж. Об этом говорили и производители автомобилей, и крупные сетевые дилеры, и банки.

Те, кто еще вчера не замечал вторичку, не считал ее рынком, не рассматривал в сфере своих глобальных интересов - сегодня не только говорят о ее высоком потенциале, но и выдвигают именно вторичный рынок на первый план.

Особенно важными стали заявления представительств. А это сигнал для всего рынка. Бренды сегодня связывают со вторичным рынком само свое будущее в смысле присутствия в России, так они надеются оздоровить свою дилерскую сеть.

Даже государство в лице антимонопольной службы начинает если и не говорить, то смотреть на вторичный рынок. Думает как помочь дилерам сохранить бизнес в условиях риска ухода из России иностранных автопроизводителей.

Все это свидетельствует, что вторичный рынок ждут большие перемены, и я уверен, что это благоприятно повлияет на всю отрасль.



Три условия развития
Очень своевременно прозвучала и инициатива «РОАД» о необходимости государственного регулирования рынка автомобилей с пробегом. Эта идея давно назрела. Чтобы рынок стал цивилизованным нужны три ключевых вещи.

Первое, это желание честно работать со стороны бизнеса и принятие всеми игроками цивилизованных правил игры. Второе, это поддержка со стороны профессионального сообщества, «РОАД» и других общественных организаций. И третье, это законодательное регулирование со стороны государства.

Пока эти три условия не заработают, говорить о цивилизованном рынке автомобилей с пробегом мы вряд ли сможем. Какими бы белыми и пушистыми мы ни были, откровенным мошенникам мы будем уступать. Что для нас будет неприемлемо, то для них станет возможностью для спекуляций, обмана и зарабатывания денег.

Но если будет закон, если общественные бизнес-структуры организуют свой контроль или хотя бы информационную поддержку, а сам бизнес начнет работать на перспективу, а не гнаться лишь за быстрыми деньгами, тогда всех нас ждет успех и светлое будущее.

Перспективы и цифры
Сегодня вторичка чуть ли не единственный рынок, который менее всего подвержен влиянию экономических кризисов. В России не паханое поле для работы, потому что пока еще рынок серый, грязный, не прозрачный.

Потенциал роста даже посчитать никто не может. Если в России на тысячу жителей приходится около 300 автомобилей, то в Европе - около 600, а в США - больше 800. При том, что через дилеров у нас продается лишь 5-10% автомобилей с пробегом, а остальные - с рук.

Если говорить о рынке новых автомобилей, то к кризису добавляется еще и демографическая ситуация. Сейчас на рынок выходит поколение 90-х, почти в два раза малочисленнее, чем поколение 80-х. И это уже само по себе порождает спад. Поэтому вряд ли стоит ожидать существенного роста продаж на рынке новых автомобилей, как минимум в ближайшие 7-10 лет.

Однако, чтобы все эти позитивные и радужные перспективы превратились в реальность потребуется время, усилия, и готовность участников рынка меняться в соответствии с изменяющейся рыночной средой. И вот в этом последнем пункте и возникает много вопросов.

Парадоксы логики
У меня сложилось впечатление, что у многих участников конференции (в основном это официальные дилеры) отсутствует понимание как функционирует вторичный рынок. И его нет даже у крупных игроков.

Все планируют применить стандарты первичного рынка ко вторичному, тогда как между ними есть важные и принципиальные отличия.

Это разные бизнесы, также как нефть и газ. Вторичный рынок требует отдельных инвестиций, иного подхода, отдельного менеджмента, системы управления и т. д. А большинство дилеров похоже не готовы это ни признать, ни принять.

С одной стороны, мы говорим, что у рынка большой потенциал и мы хотим на нем работать, а с другой, не хотим менять подходы. Будем делать это так как умеем. Но это абсурд.

Между строк читается еще одна мысль: мы идем на вторичный рынок, чтобы сохранить свой текущий бизнес, свой дилерский центр, который загибается из-за резкого проседания рынка новых автомобилей.

Снова парадокс. Мы говорим о перспективах, о целой новой отрасли, но при этом рассматриваем ее лишь как соломинку, спасение, чтобы пережить кризис.

Но либо мы верим и инвестируем в новое направление, либо занимаемся оздоровлением текущего бизнеса. Для оздоровления следует сокращать расходы, площади, менять ассортимент и так далее. Вторичный рынок не имеет к этому никакого отношения.

При таких подходах многие компании могут скоро оказаться в сложной ситуации. Они и существующий бизнес не оздоровят, и в новую отрасль полноценно не войдут.

Выводы
Итак, мы услышали, что вторичка модный тренд, побежали, все хотим успеть на этот поезд, но при этом не хотим меняться ни в плане профессиональных качества, ни в плане перестройки бизнес моделей, инвестиций, финансов, рисков. Это попытка собрать в одну кучу мух и котлеты, с надеждой что все само собой сложится.

Еще раз процитирую Эйнштейна: «Самая большая глупость - это делать то же самое и надеяться на другой результат».

Если спад на рынке продолжится, то истории про выход на вторичный рынок, про оздоровление бизнеса, про закрепление брендов закончатся не лучшим образом. Получится, что мы о вторичном рынке заговорили, тренд раскрутили, но так и не смогли этой возможностью воспользоваться и благополучно обо всем забудем.

Это не значит, что мы как профессионалы вторичного рынка перестанем говорить о нем и работать над его развитием. Для нас это ключевое и приоритетное направление, мы продолжим движение вперед, ожидая прихода тех цивилизованных игроков, кто захочет присоединиться к нашему профессиональному сообществу.

И я надеюсь, что все те, кто пока летают в облаках, тешут себя разными иллюзиями быстро поймут реальную ситуацию и перестроятся. И мы вместе используем этот шанс, чтобы создать в России цивилизованный рынок автомобилей с пробегом. Присоединяйтесь!

P.S. Друзья, нет времени следить за комментариями в ЖЖ. Мои страницы Вконтакте и Facebook.

автомобили с пробегом, Денис Мигаль, конференция

Previous post Next post
Up