May 27, 2013 21:49
Современная система образования призвана способствовать решению основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Образование является одним из важнейших компонентов современного общества, оказывающим влияние на дальнейшее развитие государства. Какие люди - такая и страна. И для того, чтобы Россия оставалась современной и продвинутой страной, необходимо решать проблему современности и образованности граждан.
Предлагаю выделить два элемента системы образования: школьное образование и высшее образование. Школы дают ученикам основы существования в обществе. Обучая ребят основным жизненно необходимым, и достаточно общим навыкам, школа выполняет задачу приспособления к окружающей среде. Всем детям преподают одно и то же, без права выбора предмета. Интересен урок или же нет - ученик обязан выполнить школьный план. И тут встает вопрос: что для школы важно? Выполнить план или же выпустить в общество людей, осознающих свою принадлежность к обществу, умеющих адаптироваться и взаимодействовать с окружением? Современные школы, скорее, загружают в головы “будущего России” общую информацию, нежели формируют индивидуальное мышление каждого ученика. И, увы, каждый закончивший школу с радостью восклицает - “ну наконец-то все это закончилось!”. При этом, большая часть выпускников прямо заявляет - зачем мне нужна была эта геометрия? Какой толк от физики и химии? Мне не нравятся эти предметы, я же не собираюсь работать в этих сферах! И с годами они убеждаются - время, проведенное на этих предметах, потрачено зря. Лично я тоже не понимаю, зачем мне нужна была геометрия? Для общего развития? Я все равно так и не понял, как этот предмет на меня повлиял.
Быть может основополагающим является вопрос мотивации? Наверняка каждый школьник с насмешкой задавал вопрос своему учителя - зачем мне ваш предмет? В 99% случаев ответа не было. Тогда зачем мне это? Если сами преподаватели не имеют представления о цели своего труда, так стоит ли тратить силы? Вероятно, десятками годами ранее вопрос мотивации был поставлен более жестко. Спустя 4 года после выпуска из школы я мало что помню. Однако мои преподаватели, закончившие школу 20, а то и все 50 лет назад, с успехом цитируют знаменитых писателей, выписывают на доске формулы из химии, и зачитывают по памяти законы физики. И пусть все это является скорее лирическим отступлением от основной темы дисциплины в институте, факт остается фактом - они помнят все это, а я и не припоминаю. “Дети Союза” не пользуются ни геометрическими формулами, ни физическими законами, да и стихи не пишу ямбом. Но они все идеально помнят. И сомневаюсь, что со временем люди стали глупее и не способны запомнить то же самое в условиях современности.
Перейдем ко второму элементу образования - высшее образование. Высшие учебные заведения - это следующий серьезный этап развития человека. После окончания школы со всем ее набором общих знаний, выпускник выбирает несколько предметов, в которых он силен в той или иной степени. И… и играет с жизнью в угадайку, сдавая ЕГЭ по этим предметам. Если абитуриент все угадал правильно, то госпожа удача предоставляет ему шанс поступить в ВУЗ. Тут, правда, появляется новая проблема. А куда идти? Сданные на ЕГЭ предметы сужают круг поисков до одного-двух факультетов. А как выбрать специальность? Чаще всего абитуриент выбирает самое известное и красивое название специальности, которой будет обучаться в высшей школе. И самое жуткое начинается тогда, когда студент второго курса, так же, как и в школе, слушает дисциплины, которые ему, кажется, и не нужны. Общее развитие студента продолжается. Откуда не возьмись вновь появляется математика, но теперь высшая, русский язык, но в дополнение, теперь и культура речи. Появляется философия, гранитной плитой сваливающаяся на ученика высшей школы, и давит своей особой обобщенностью и занудством. Таков учебный план. Вопрос лишь в том, почему нельзя было этот учебный план показать абитуриенту? Будущий студент исколесил просторы интернета в поисках любой информации о специальности, на которую подал документы, но так ничего и не смог найти. Однако, время уже потеряно и приходится или учиться дальше, или уходить. Впрочем, уход, скорее всего, будет сопровождаться теми же граблями. Новая специальность, информации о которой снова нет.
Высшее учебное заведение ставит целью дальнейшее профессиональное развитие человека. Это говорит о том, что теперь студента будут обучать узконаправленным вещам, согласно его будущей профессии. Однако, получается так, что студент, словно бы, вновь возвращается в детство. В детстве мама читает своему малышу сказку. Малыш сонным голосом спрашивает - “Мама, а кто такой колобок?”. “Спи, малыш”, - отвечает мама. Таким же образом проходит большая часть пар у студента. Преподаватель попросту занимается чтением со своих распечаток. А на любые вопросы студента отвечает - “вы должны были проходить это в школе!”. Ответ студента на паре примерно идентичен. Берется конспект лекций, заучивается и монотонно доносится до преподавателя. На любые вопросы студент выдаст глубокомысленное молчание. Так, с миллионом вопросов, из ВУЗа выходит чистой воды теоретик. А что нужно современным работодателям? Выпускник с опытом работы, способный самостоятельно принимать решения, творчески мыслящий, обладающий глубоким словарным запасом, а заодно и с глубоким понимаем гуманитарных знаний. В общем говоря: И жнец, и чтец, и на дуде игрец.
Как же удовлетворить требования работодателя? Приходя из школы в ВУЗ, новоиспеченным студентам говорят - забудьте все, чему вас учили в школе. Мысленно студенты соглашаются - не волнуйтесь, с этим проблем не возникнет. И каким в итоге активностям подвергаются студенты? Слушать, писать и зазубривать. Пусть я не эксперт в образовании, но все-таки попробую дать оценку системе современного образования. Данная система чересчур теоретизирована. Полное отсутствие практики не позволяет студентам проявлять чудеса творчества. Молодое поколение просто перестает развиваться, лишь насыщаясь информацией, которую не знают куда и как применить. Ведь этому не учили. Система высшего образования нуждается реформированию. Больше практики, больше активности. Занятия в ВУЗах должны проходить с непосредственным участием студентов в образовательном процессе. Принимая участие в бизнес-кейсах, работая в команде, участвуя во внеучебной деятельности, студенты развивают в себе множество практических навыков. Это и работа в команде, и творческий подход к решению задач, и умение распоряжаться своим временем. У многих может возникнуть вопрос - а кто мешает студентам всем этим заниматься? Ответ на поверхности - никто не мешает. Просто студентам до сих пор никто не сказал, что так можно. Так, можно с уверенностью сказать, что современная система образования наносит удар по государственной молодежной политике. Эта несогласованность не позволяет должным образом ни реализовывать задачи молодежной политики, ни выполнять поставленные перед образованием цели.
Современная молодежь должна быть активной! Но в чем заключается эта активность, никто не говорит. Многие ребята принимают участие в интересных проектах. Одни занимаются донорством, другие танцуют, третьи развивают велодвижение в своем городе, четвертые посещают различные форумы и конференции. На самом деле заняться есть чем. Но об этом многие не проинформированы. Заставляя зазубривать и молча писать, ВУЗ не может заложить навыки целеполагания своим студентам. В школе ученики не получали ответа на вопрос “зачем мне это?”. Так, теперь уже студенты, сами не могут ответить на подобный вопрос. Зачем мне после пар куда-то еще идти, на какие-то танцы, волонтерство? Форум Селигер - а что это? Зачем мне это нужно? Не получая ответа на элементарные вопросы, студенты после пар идут домой или на рутинную работу. А вечером в клуб. А ведь ответ на вопрос элементарен - развитие. Развитие человека и общества. Сделав выбор в пользу занятия волонтерством, молодой человек развивается в этом направлении, получает особые, уникальные навыки. И так во всем. Если ВУЗ не прививает активность своим студентам, то что же можно получить на выходе? Людей с набором идентичных знаний, без каких-либо умений, целей и способностей. А знания бесполезны, если ими не пользоваться. Многие высшие учебные заведения все-таки занимаются развитием своих студентов. Студенческие весны, лагеря актива, всевозможные проекты различной направленности. Однако подобная практика должна быть реализована и в системе самого образования. Без практических навыков студентам тяжело найти работу и реализовать себя. Самостоятельно находя пути развития, студенты помимо посещения лекций занимаются внеучебной деятельностью. И многие из них говорят, что самостоятельно узнали и поняли больше, чем в ВУЗе. Такая молодежь после выпуска, или уже на старших курсах, не идут работать, а создают рабочие места, реализуя собственные идеи и проекты благодаря полученным навыкам. Так в стране развивается и малый бизнес.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что система современного образования находится в тесной связи с молодежной политикой. Совместная реализация целей и задач системы образования и молодежной политики позволяют удовлетворить актуальные и перспективные запросы и потребности общества. А это, в свою очередь, влияет на развитие других сфер жизни и государства в целом. Для системы образования необходимо внедрение практического подхода, ставящего целью активизацию деятельности студента, развитие его навыков и мышления.
мнение,
государство,
молодежь,
статья,
общество,
Россия,
будущее,
время,
адекватность,
политика,
образование