Об эти выходные я таки оскоромился и посмотрел «Тараса Бульбу». Признаю, - это лучший исторический фильм вышедший из кузниц нашей родины за последнее время. Возможно даже лучший с советских времен. Да, Гоголь один из моих любимых классиков. А эпос про Тараса- одна их его лучших вещей, и вершина его малороссийского цикла. И, как сказал Тыхухоль- испотрить его сложно. Легкая голливудская корректировка сюжета вполне терпима. Фильм по картинке вышел уровня «Храброго сердца», субьективно - лучше. Да и давно фильм у меня слезу не вышибал- а это говорит. Тарас - Ступка хорош. Безумно хорош. И, еще раз соглашусь с Ильей, та фигня что на нем висит не помешала ему сыграть. И при этом- настоящая, родная, натура и фактура. Драное, неприлизаное и засаленное. Настоящие страшенные рожи, даже хари- которых не постеснялся бы сам Куросава. Неголливудская грязища. Правда потыренная у Акиры нашего битва в дождь.... ну да бог режиссеру судья. Битвы временами очень хороши. И безумно красивая сцена появления Андрия на поле боя... Да, косяки есть. А все одно добре.
В свое время я был расстрелян в сердце по обвинению в занудстве. Грешен. Я не могу прошать мелочей, скербущих мне сердце. Наевшись до отвала я могу попенять что мясо было пережарено, а пироги подгорели. Таково паскудное свойство моего организма. Умный бы человек промолчал- но я никогда не был слишком умен.
В чем фильм накосячил? А вот в чем: я ролевик. И, специализируясь волей случая на политике и прочем революционном горлопанстве, не могу без ухмылки смотреть на выборы нового атамана. Площадь набитая козаками. Не тихими. Ну никак. Они просто по определению не тихи. И что мы видим на выборах??? ТОЛПА казаков производит шума меньше, чем человек пятнадцать-двадцать ролевиков в аналогичной ситуации. Да господи, мы шумели громче даже изображая более воспитанные сборища!
О да, еще я хочу оторвать яйца звукооператору. зажав их предварительно в тиски. Ибо. Ну например- Романтическая сцена в его трактовке получилась аналогом сцены с Тэкэлбери во второй части полицейской академии. Или речь Тараса перед казаками- мы слишим скрипы пояса, бранчанье кольчужки и прочий шумовой трэш...
Голоса. Как уже писали мои друзья « В фильме много пафосных монологов»- да, только большинство из них- это речи героев перед толпой- они должны орать их! Хрипеть из последних сил, на надрыве- это же эпос! А не проговаривать их, как Шаляпин на репетиции- в четверть голоса. Извините, но косяк это страшнейший. Единственное - очень слабое- объяснение- что режиссер тщился изобразить «простых» людей. Но даже такие люди будут хрипеть, орать своими непоставленными голосами то, что кипит у них на сердце.
Ну, кешна Безруков. Простите, я начинаю ненавидеть этого актера. Называь ли его не актером? Не знаю... В любом случае выбор его как закадрового голоса- это ошибка. Пусть я традиционалист- но закадровый голос в ТАКОМ произведении должен звучать как колокол. Рокотать набатом Левитана из репродукторов. А это... неужели нет у нас достойных чтецов?
Не очень понравилась сцена смерти Андрия. Перчитиаю- уточню чем. Но не то. Нет безысходной пришибленности Андрия. Не то.
Совершенно не понравились флэшбэки Тараса. Особенно турецкий. Ну лишнее оно, лишнее! Да, верю что можно разок, ну два- но тут...
Ну, косяки военные. Интересно, мне показалось, или у Тарса на шестопере и правда болталась одна из лопастей? Мне, честно сказать, плевать на неточности в вооружении гусарии, казаков на несоответствие эпохе, образцам етс. Это фильм, фильм должен быть красив. Но ЛОГИКА! Только она меня убивает. Я не могу простить убийства красивых боевых сцен нелогичностью. Ну скажите, какой ИДИОТ будет стоять МЕЖДУ зубцами крепости? А, забыл добавить- они не просто стоят- их поставили на ПЕРЕМЫЧКУ между зубцами- чтобы фигура была видна стреляющим по крепости в полный рост. Минут пять думал что это злые поляки приковали там бедных православных христиан чтобы казаки по своим стреляли. Ну и конечно копья. Угу. Итак, зачем человеку копье в бою? Ответ прост- чтобы ПЕРВЫМ дотянуться до врага. Следующий вопрос- а каким проше всего - а длинным! Ну и что мы тут наблюдаем? Копья, которые имеют длинну в полтора человеческих роста максимум. Помните сцену боя? Польская пехота наступает, впереди идут стрелки - за ней копейщики... Ну так вот, это с ТАКИМИ копьями- самоубийство. Потому что отряд в 30 сабель доскакал бы до стрелков(ну, потяряв половину) и... все. Потому что тут бы кончились стрелки а в дальнейшей суматохе многое бы сделали копейщики? А вот книжков они почитали. Потому что так все и было. Так и ходили в атаку иногда(хоть чаще оборонялись) А в чем суть? А в том, что копья были длинные. Метров эдак в шесть длинной. (да, у запорожцев они были короткие- но они так и не делали) Ну так вот- при атаке конницы копья просто выставлялись против нее- а стрелки прятались между-под древками- конница банально не доставала- а стрелки даже постреливать еще немного могли(хотя с трудом- попробуй тут перезарядись) .
Музыка. Хм. Странное ощущение. Такое чувство, что на музыку чуть-чуть не хватило. Иногда она хороша, чаще- очень средняя, совсем редко возникает ощущение что это малобюджетка под синтезатор. Но вобще- матушке понравлиось- а я... я люблю, чтобы музыка вела за собой. А тут она- только сопровождение. Достойное- но.
Не понравился Остап. Я помню его по иллюстрациям. Молодой великан, пышущий здоровьем- а тут... не знаю. Никакой какойто- я его вечно путал с другими козаками. Паненка... нет, милое личико, милая фигурка.. но голос ЗРЕЛОЙ женщины. Смех простите ОПЫТНОЙ бабы. Простите- царапает. И- да, после режиссера актриса должна спать с оператором. Они ТАК ей шею сняли, что пожно было подумать что бабе под 50...
Ну и парочка обид-одна смешная а другая грустная. Они выкинули сцену любования Тараса на пьяного козака, который спал посреди улицы раскинув вольно чуб как бы не на аршин. А вот грустная... Тарас Бульба - это трагедия. А вы помните чем она кончется? Я помню. Там есть еще одна героиня. Тоже ни разу не названная по имени. Женщина, оставшаяся одна. Совсем одна. Потому что у Гоголя небыло никакого голливудского мщения ляхам за пожонный хутор Тараса. Дикси.