Apr 23, 2018 14:47
По случаю проезда Томео из страны Нихонь в Арзамас № ХХ я затребовал посетить народом выставку Верещагина. Раз в год они делают большую выставку - часть я благополучно пропустил, часть - Корина, Коровина, Аайвазовского - посетил. Общая суть выставок - собрать в одном месте то, что было размазано по множеству музеев, трясонуть запасники, коллекции, вот все это. Конечно не все - но очень многое. Раз за разом выставки становятся пожалуй интереснее, хотя неиспользование нижнего зала в этот раз показалось мне не слишком верной идеей. Лучше стал и описательный материал - он очень хорош, единственно конечно приврали к подписи возле картины дервиши - да не одежду они там чинят, не снимая, а натурально вошь гоняют... Натурально политкорректность взыграла после подписи автора на тему что "Они занимаются тем, чем люди на востоке занимаются 90 процентов своего свободного времени".
Что хочу сказать о самой выставке - одна из наиболее сильных. Возможно - наиболее сильная из серии. В том числе и за счет самого художника, как это не странно звучит. Верещагин с одной стороны один из наших наиболее известных художников второй половины 19 века, а с другой в сознании его как-то закрывают Репин, Васнецов, Серов - представители тогдашнего нашего мэйнстрима, "могучие кучки"(передвижники конечно)), представители разных течений, колготившиеся и боровшиеся внутри и снаружи.
Верещагин всю дорогу был одиночкой в своем творчестве - ни сподвижников, ни учеников. Но - фигурой ярчайшей, как в творчестве, так и в жизни. Я пожалуй и не припомню с ходу художника с такой яркой биографией. Путешествия, бесконечные странствия - от Турекстана до русского севера, от Америки до Японии. От мест вполне цивилизованных, до тех краев, где земля еще оставалась плоской. Войны - он их видел, он прошел их, с саблей и блокнотом, теряя друзей и близких, всегда - в самой гуще. При том что война была его врагом, ужас которого он понимал более чем кто либо. Врагом, против которого он встал с кистью в руке - и выведя на холст не героический парад, а кровь, пот и смерть под пылающим солнцем, во мраке ночи, среди песка и в снегах, подняв против себя голоса лиц высоко стоящих. Она и прервала его жизнь - на флагманском броненосце нашей эскадры, пытавшейся прорваться из Порт-Артура, рядом с адмиралом Макаровым. Я в принципе-то знал все это, но выставка позволяет осознать массу, глубину того, чем он был. Осознать масштаб его творчества. А вот этого по альбомам, по кусочкам в разных музеях уже не понять. Заодно открыл для себя Верещагина как графика - на выставке экспонирована часть его походных альбомов, карандашные зарисовки, крошечные, в ладонь и меньше, зарисовки на которых видно как он рос от студента вверх, вверх и вверх. Мало того - он еще и дорожные записки писал и издавал, это не считая этнографических коллекций. Короче - Человек. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ.
Около одиннадцати СЕРИЙ картин - от небольших, но удивительно ярко, фотогрфически точно выполненных, до грандиозных - потрясают.
И этнография, и история, и баталистика, и пылающие красками картины далеких земель. Музейщики еще и немного этнографических материалов подкинули - костюмы, оружие, предметы быта - стоишь и переводишь взгляд с картины на витрину с потускневшими, но все еще яркими халатами, масками, трещетками, сиявшими когда-то под белым солнцем пустыни. А ведь он так свои выставки и устраивал сам - непривычное еще тогда электрическое освещение, ковры, оружие - художника даже поругивали за такое "шоу" в былые годы...
Ребята, вобщем, кто не ходил еще - БРОСАЙТЕ ВСЕ И ИДИТЕ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО.
Предупреждаю - если ходит вдумчиво, читая правильные комментарии, а их НАДО читать, чтобы не думать потом что "ну это наверное казнь декабристов", "ой, это какая-то война, только я не знаю где это" (ага, не все умеют читать) - это 3-4 часа.
путевые заметки,
Нашел мыша - делись