"Электра", Театр Наций, 30.10.14.

Oct 31, 2014 02:30

Для начала - огромное спасибо division___bell, у которого внезапно изменились планы, и он отдал свой билет мне, отозвавшейся на предложение в жж.
Это были отличное место и отличный спектакль.

Теперь к делу.
"Электры" в Театре Наций я всегда боялась, начитавшись каких-то отзывов, была уверена, что чернуха это ужасная и смысла на неё идти никакого нет. Но потом вышли совершенно очаровавшие меня #сонетышекспира и возник закономерный вопрос - а может быть, не всё так плохо? Режиссёр ведь один и тот же и посмотреть другой его спектакль сразу захотелось. Впрочем, скорее всего, раскачиваться пришлось бы ещё пару месяцев, если бы не счастливый случай.

На самом деле чувствуется, что Электру тоже поставил Тимофей Кулябин - начинает цепляться сознание за какие-то мотивы, которые лично мне безумно нравятся.
Люблю этот его язык... Что-то медленное и тягучее, ближе к поэзии, чем к прозе. Очень приятно на такое восприятие переключаться от повседневности. А ещё контрасты. Абсолютная тишина и всепоглощающий шум, огонь и лёд, эмоции на разрыв аорты. И бегущие строки.
Интересно так - древнегреческая трагедия по ощущениям получилась совершеннейшим Достоевским. И знакомые слова из Бесов всплывали в голове во время какого из диалогов, и про Ореста после финала мысль была одна, почти цитатой - он бога убил.
На самом деле, это пугает намного больше крови - как мальчик, вернувшийся отомстить за отца, отчаянно переживающий за свою сестру, совершает страшное, осознаёт весь ужас этого, но уже не находит в себе сил остановится и сказать нет.
Зеркальность... Начало спектакля и финал спектакля ("голос" в толпе, знакомый мотив), момент, когда сестра узнаёт брата и сцена после первого убийства.
Вставки "про науку" (ну почему я умные слова знаю, но в сущности большинстве вещей ничего не понимаю? пишут, что в программках раньше были пояснения, но сейчас ничего нет), цитаты про людей, религию и бога лауреатов нобелевской премии.
"Чтобы заставить хорошего человека делать зло - для этого необходима религия"
Но существовал ли он, Дионис, до того, как Орест его убил? Или была только девушка, бывшее избалованное дитя, оставшееся в нищете и с полным ненависти сердцем?
Подготовка, ножи, последняя сигарета, всё так стройно и красиво в теории. Но на практике смерть безобразна, это видит Орест, это видит зритель. Вроде бы когда-то люди уходили, но у нас нет, все остались и все досмотрели, кто вернулся с антракта.
Писали ещё в каких-то отзывах, что не получалось сосредоточиться на действии, так как переживали за "убитого" артиста. Да полно вам, достаточно следить за руками, чтобы убедиться, что дырки в плёнке есть, и успокоиться. Не в этом ужас происходящего.
Клитемнестра с тележкой, на которой памперсы, пакеты с детскими вещами... Детское питание и плюшевый львёнок. И Электра её не слышит, Орест загнан в угол, а зрителю остаётся только смотреть...

Боги есть. Богов нет. Боги умерли. Боги не слышат. Люди не слышат.
Лишь танцует свой невозможный механический танец лишившийся всего человек и уже не верит, что когда-нибудь ритуал сработает, но не останавливается.
И застыла в небытии Электра, которая всё ещё существует, но Ореста уже не увидит после всего случившегося.

Из артистов особенно хочется выделить Олега Савцова, которого уже далеко не в первом спектакле вижу и всё остаюсь под впечатлением... Ну по тексту отзыва видно, думаю)

А ощутимый признак хорошего спектакля - когда выходишь из театра немного другим, не погружаешься мгновенно в окружающий мир, но несёшь в себе что-то. Эмоции, мысли, энергию... Некую сущность увиденного, ставшую частью тебя.
Ехала домой и почему-то держала спину прямо-прямо и всё внимательно смотрела на людей вокруг.

Кулябин, театральное, театр Наций

Previous post Next post
Up