"Шекспир. Лабиринт". Театр Наций, 21.04.14, 21:00

Apr 23, 2014 00:58

Вчера я бродила по лабиринту. Шекспировскому.
Чего ждать от этого действа - изначально понимала очень смутно. Но если обещают что-то ужасно необычное, всего три дня и за смешные 300 рублей - устоять невозможно :)
И оно того однозначно стоило!

Далее идёт просто пересказ всего-всего. Если вы ещё отправитесь в путешествие завтра - ни в коем случае не читайте.
Ну а уже в четверг это всё станет историей...

[Итак...]Итак, привычный уже театр Наций, очень уютный при всей свое новизне. Вход через Малую сцену, подбегаю за 15 минут до начала, вся взмыленная и с удивлением вижу вокруг себя одних работников театра. Стандартная проверка вещей, распечатывают билет и запихивают в лифт (да-да, к Малой сцене театра Наций поднимаются на лифте, если кто там ещё не был :) )
Наверху раздеваюсь, в гардеробе внезапно просят в залог любой документ, выдают в обмен наушники, программу мероприятия и маску Шекспира и предлагают пройти пока на выставку. Вокруг всё ещё пустота. Захожу на Малую сцену, но привычной по прошлому разу обстановкой там и не пахнет - большой полутёмный зал, на стену что-то проецируется, бормочут голоса на английском, а вокруг куча всякого интересного. И больше никого, да-да. Атмосфера потрясающая, сразу словно попадаешь куда-то в сказку и внутренний ребёнок пищит от удовольствия. Вот на стене пузырёчки с ядами с приглашением продегустировать и стаканчики рядом (грейпфрутовый сок, кола и так далее :)), вот кровь героев, можно посмотреть, как она течёт, а вот дырочки, откуда пахнет запахами, ассоциирующимися с Шекспиром. На экранах что-то происходит, болтается большая тряпичная голова Шекспира, в которой можно посидеть, и так далее. Красотища :) Постепенно появляются прочие зрители (преимущественно молодёжь) и работники, изучаю всё, стреляю из лука по болтающимся на стене головам (сила отличная, но вот меткость - это не ко мне)... Ближе к назначенному времени просят всех стягиваться к дальнему концу зала. Подхожу туда одной из первых, задумчиво озираюсь и вдруг мимо проходит Шекспир и скрывается за ждущей нас дверью.
Потом проводят краткий инструктаж (включить и надеть наушники, смотреть на таблички гидов, следовать указаниям), в наушниках начинает раздаваться скрип пера и мы отправляется внутрь... Вот и он, Шекспир, сидит и что-то пишет, ну а мы идём дальше и под звучащий в наушниках рассказ о его жизни изучаем повествующие о том же таблички, макеты, схемы и прочие интересности на стенах. Медленно гуськом сползаем по лестнице, каждый в своём мире и всё крутит головой по сторонам. Особенно мне запомнились бесчисленные малюсенькие чёрные бумажные журавлики на макете в самом низу. К сожалению, именно фиксировать в памяти все факты сложно, но атмосфера ещё как ощущается.
Спускаемся вниз и оказывается в длинном высоком помещении. На стенах фотографии толпы с плакатами, впереди пара охранников и кафедра со стоящим на ней человеком. И звучит речь. Сюрреалистические ощущения - шум толпы вокруг, громкий голос, рядом стоят люди... А потом всё заканчивается и ты бредёшь обратно к выходу через горячий туман, стелющийся по полу - это потрясающе!
Новая комната, там девушка готовится к выходу на сцену, ругается с помощницей и удаляется играть Офелию. За ней отправляемся и мы, рассаживаясь на двух рядах в очередном помещении. Оперное пение, розы... Наиболее яркие эмоции у зала вызывает появляющийся на экране среди роз котёнок и помощник, подающий необходимые аксессуары певице. И котята, живые котята, дрыхнущие в корзинке, которых первому ряду предлагают погладить, аргументируя это тем, что они хорошие :)) Но самое главное случается после завершения эпизода, когда раздаются записанные на аудио овации и внезапно полотнище спиной второго ряда (где я и сидела) начинает подниматься и оказывается занавесом. И по ту сторону освещённый зал, а мы на сцене. Эмоции неповторимые) Опускающийся обратно занавес пощупала на удачу, конечно :)
И вновь идём дальше. Внезапно демонстрируют табличку "Надеть маски" (таблички вообще во время всей прогулки показывают, мы же в наушниках большую часть времени). Надеваем и проходим в очередной зал, в центре которого стол с множеством свечей... Судя по вычитанному в сети, там ещё и Шекспир в гробу в центре, но его я со своей точки в торце стола умудрилась не заметить. Так вот, на сей раз мы на собрании тайного общества, которое вызывает дух Шекспира и творит его неизвестную пьесу. На столе перья, берём их в руки, потом откладываем и сами руки возлагаем на этот гигантский стол с многочисленными значками на нём, а председатель просит генерировать идеи, отметая совсем уж бредовые. Но вот "один совсем обычный зритель" перегибает палку со своим монологом и тонкие материи не выдерживают.
Дальше, дальше по лабиринтам театра...
Следующее помещение маленькое и тёмное, там на проектор показывает всего одно слово: "Фортинбрас", а голоc в наушниках читает стихотворение. На слух я стихи воспринимаю плохо, совершенно не запоминаю, но в интернете с лёгкостью сейчас нашлось оно: Варлам Шаламов, "Фортинбрас" (вот, почитайте, прекрасное). А потом отодвигается занавесь, за которой комната, он на высокой кровати и кино-Гамлеты (?) на стенах.
Вновь голос в наушниках, рассказывающий про еду в пьесах Шекспира, а мы выходим в фойе первого этажа. Вот экспонаты под колпаками, вот рецепт свиного пирога, а вот уже и приглашают на трапезу... Тут кукольный Шекспир пишет "Тита Андроника", кукольный критик спорит с ним, а мы пьём кровь и едим пирожки с человеческим мясом. И это вкусно, хотя и жутковато.
После трапезы выходим в фойе перед главным входом. Крови всё больше... Голос в ушах перечисляет смерти в пьесах.
А внизу, возле гардероба следует кульминация - там леди Макбет пытается отмыть свои окровавленные руки, а ты сидишь на подушке прямо перед ней и в кои-то веки тебе по-настоящему неудобно быть настолько близко.
Вперёд, вперёд... Вот зеркальное фойе второго этажа, в нём уже нет крови, но ещё больше зеркал, которые теперь и на полу.
Музыка, пение, пластика, взгляды... Гамлет. Розенкранц и Гильденстерн эти двое, возможно? С трактовкой танцев у меня всегда было туго, но, в любом случае, оно очень красиво.
Потом снова наверх, к знакомому - и на редкость удобному в театре Наций - балкону. Там рассаживаемся в первых рядах и ждём. Ничего не происходит, но в наушниках начинает звучать голос. Кажется, словно какая-то случайно зашедшая на спектакль пожилая соседка задаёт вопросы. Слушаешь это, недоумевая, но тут голос обращается именно к тебе и просит посмотреть наверх. Наверху никого, конечно. Просьба повторяется... И вдруг становится ясно, что это люстра (красивейшая там, кстати), которая подмигивает вам и то зажигает, то гасит отдельные свои огни. А затем она пускается в воспоминания о когда-то, в самом начале века, поставленной на этой сцене "Буре"... Ведь раньше в этом же здании был театр Корша. И вот, занавес поднимается, появляются клубы пара, раздаются громовые раскаты и голос старой люстры рисует перед вами давний спектакль. Спустя какое-то время она начинает путаться, но вскоре приходит к мысли - всё равно единственно настоящий, полюбившийся вам спектакль - это тот, что сложился в вашей голове, пусть время и внесло свои коррективы в картину.
Потом на сцене появляются всё герои, сопровождавшие вас этим вечером, кланяются и сказка подходит к финалу, а вы отправляетесь в гардероб. Впрочем, вон же Шекспир, он теперь диджей, а по выставке бродят новые люди.... Шоу продолжается.


Как жаль, что я немногие шекспировские пьесы пока успела прочесть или увидеть на сцене. Зато столько ещё впереди!
Спасибо большое всем причастным к созданию этого потрясающего путешествия.
Вот бы ещё на что-то подобное попасть в будущем...

театральное, театр Наций

Previous post Next post
Up